Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Фрахтование

Фрахтование (далее Ф) (англ. chartering), разновидность коммерческой деятельности, связанная с заключением договоров о перевозке грузов или пассажиров морским, речным, авиационным или автомобильным транспортом, Наиболее развито Ф в морских перевозках, где оно имеет различные формы: на отдельные рейсы, на последовательные рейсы, на условиях контрактов, в аренду. Договоры морской перевозки в трамповом судоходстве обычно имеют форму чартер-партия (англ. Charter Party) (см. Чартер) и букинг нот (англ. Booking note) в линейном судоходстве.

  В капиталистических странах Ф осуществляется, как правило, через частные специализированные посреднические (брокерские) компании. Однако во многих странах постепенно возрастает роль государства в области Ф

  В СССР Ф осуществляется планомерно на основе государственной монополии на фрахтование, являющейся составной частью государственной монополии внешней торговли, специализированной всесоюзными организациями: "Совфрахт", "Совинфлот" министерства морского флота, "Аэрофлот", "Совтрансавто". СССР - член ряда международных организаций, занимающихся вопросами международного судоходства и фрахтования, например Комитета по морскому судоходству ЮНКТАД, Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО). Советские судоходные хозяйственные организации являются членами международных неправительственных организаций в области судоходства, например Балтийская и международная морская конференция (БИМКО) и др.

  В других социалистических странах Ф также проводится на основе государственной монополии. В рамках СЭВ с 1963 действует специализированный орган - Совещание фрахтовых и судовладельческих организаций стран - членов СЭВ, цель которого - разработка и осуществление мероприятий сотрудничества социалистических стран в области морских перевозок и фрахтования в соответствии с Комплексной программой социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ (1971).

  Для развивающихся стран Ф играет важную роль. Не располагая необходимым флотом, эти страны вынуждены использовать тоннаж капиталистических монополий, уплачивая высокие тарифные ставки за перевозку, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности их товаров, с которыми они выступают на мировом рынке. С целью объединения усилий в борьбе с господством капиталистических судовладельческих монополий развивающиеся страны создают региональные международные судовладельческие компании, например "Namucar" (в странах района Карибского моря), "Arab Meritime petroleum transport Company" (в странах ОАПЭК - организации арабских стран - экспортеров нефти), "Malajzia International Corporation" (в странах Юго-Восточной Азии) и др.

  Лит.: Крамаров Э. М., Внешняя торговля продукцией морского транспорта. Невидимый экспорт и импорт, М., 1968; Бурмистров М. М., Ф судов и внешнеторговые транспортные операции, М., 1975; Grossman . L., Ocean freight rates, L., 1956; Bes J., Chartering practice, L., 1961.

  С. И. Поляков.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 13:31:04