Большая Советская Энциклопедия.

Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Фокин Михаил Михайлович

Фокин (далее Ф) Михаил Михайлович (11(23).4.1880, Петербург, – 22.8.1942, Нью-Йорк), русский артист балета, балетмейстер, педагог. В 1898 окончил Петербургское театральное училище по классу Н. Г. Легата. Был солистом Мариинского театра. В 1901–11 преподавал в Петербургском театральном училище (ученики – Е. П. Гердт, Л. В. Лопухов и др.). Как балетмейстер дебютировал в 1905. В 1909–12 и 1914 участвовал в Русских сезонах в Париже и Лондоне. С 1918 жил и работал за границей (с 1921 в США). Ф. стремился осуществить реформу балетного театра. Каждому спектаклю придавал неповторимый облик, создавал балеты, решенные единым хореографическим языком, обращался к танцевальному фольклору и смежным искусствам; классический танец сочетался в его балетах с характерным, со свободной пластикой и др. выразительными средствами. Эстетическая программа Ф. включала стилизацию, воспроизведение в танце античной вазовой живописи, старинных гравюр. Однако при этом балетмейстер всегда стремился выразить мироощущение современного ему зрителя. Каждый спектакль Ф. делал психологически осмысленным, драматически напряженным, театрально действенным. Обращаясь к симфонической музыке, не предназначенной для балета, Ф. продолжил искания в области танцевального симфонизма и обособил бессюжетный балет, построенный по законам музыкально-хореографической разработки, как самостоятельный жанр. Действительность в балетах Ф. представала вакхическим праздником, в который диссонансом врывались темы одиночества, крушения надежд, обреченности необузданных страстей. Как танцовщик Ф. обладал благородной грациозной манерой исполнения, легким высоким прыжком (исполнял партии классического репертуара). Среди постановок Ф.: в Мариинском театре – "Павильон Армиды" Черепнина, "Египетские ночи" Аренского, "Шопениана" на музыку Шопена, "Исламей" на музыку Балакирева, и др.; для Русских сезонов – "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" Бородина; балеты "Жар-птица", "Петрушка" Стравинского, "Дафнис и Хлоя" Равеля, и др. Для А. П. Павловой поставил хореографический этюд "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса. В 1934–35 работал в "Гранд-Опера", в 1936–39 – в труппе "Балле рюсс де Монте-Карло". В 1923–42 руководил студией в Нью-Йорке. Автор мемуаров и статей о балете.

  Соч.: Умирающий лебедь, вступ. ст. Г. Добровольской, Л., 1961; Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, (вступ. ст. Ю. И. Слонимского), Л. – М., 1962.

  Лит.: Иванов И., М. Ф, П., 1923; Стравинский И., Хроника моей жизни, (пер. с франц.), Л., 1963; Красовская В. М., Русский балетный театр начала XX века, Л., 1971; Beaumont С., Michel Fokine and his ballets, L., 1935.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 17.08.2018 18:15:14


17:40 Сын Роналдиньо попытался затаиться из-за отца
17:33 Шлем Гагарина выставили на Avito
17:31 В Подмосковье борцы с экстремизмом задержали участников панк-фестиваля
17:29 Отец вылез из окна седьмого этажа и спас повисшего на решетке сына
17:19 Новая оптическая иллюзия свела пользователей сети с ума
17:15 На московских заправках обнаружили недолив топлива  
17:08 Правительство отказалось раскошеливать российские компании
16:55 На Лайму Вайкуле поищут компромат
16:19 Уилл Смит поведал о поездке в Москву