Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Философское образование

Философское образование (далее Ф)система подготовки научных и педагогических кадров в области философии. До 2-й половины 19 в. Философское образование выполняло функции общеобразовательной подготовки; в дальнейшем оно ориентируется на подготовку специалистов в различных сферах философского знания.

  Философское образование возникло вначале в рамках философских школ (пифагорейский союз, сократические школы). Для античности характерно противоборство двух программ Философское образование, одна из которых выражена софистами, отвергавшими необходимость постоянной организации Философское образование и делавшими акцент на устное обучение и самообразование, а другая нашла свою реализацию в создании постоянных школ. В 90-х гг. 4 в. до н. э. ритор Исократ создал в Афинах первую постоянную школу с трехгодичным обучением философии, которая понималась тогда как совокупность всех знаний. В эпоху эллинизма в Афинах сложилась система Философское образование на основе четырех философских школ – Академии платоновской, Ликея Аристотеля, эпикурейской и стоической школ. Новыми центрами Философское образование в эллинистическом мире были Пергамская библиотека и Мусейон в Александрии.

  В Риме Философское образование осуществляли странствующие философы, домашние учителя, приглашаемые в семейства знати, и риторические школы. В риторических школах Рима, Кремоны, Афин, Антиохии, Александрии философия толковалась как исходный пункт всего воспитания. Среди философских школ Рима наибольшей известностью и даже правительственной поддержкой пользовались стоики и эпикурейцы. Переход от республики к империи привел к централизации Философское образование в Риме, выразившейся в слиянии в 176 философских школ в одно учебное заведение и в закрытии частных риторических школ, к резкому усилению государственной регламентации Философское образование (создание государственной системы оплаты преподавателям школ, специального ведомства по надзору за Философское образование, системы экзаменов для кандидатов на места преподавателей). Особой императорской поддержкой пользовались римская школа Атенеум и константинопольская высшая школа. Афинская философская школа была закрыта императором Юстинианом в 529. Характерные черты Философское образование в Византии, осуществлявшегося в высшей школе в Константинополе, патриаршей школе и частных школах, – комментирование античных философов, подчинение философии христианской теологии, сочетавшейся с неоплатонизмом, ограничение философии книжной мудростью.

  В средние века философия изучалась в школах различных монастырей, церковных капитулов, аббатств; философское обучение было связано с собиранием и перепиской рукописей древних философов и переводческой деятельностью. Для развития Философское образование важное значение имели высшие философские школы на араб. Востоке (первая основана в 832 в Багдаде). В эпоху "Каролингского возрождения" (8–9 вв.) философия преподавалась в монастырских школах – Реймсской, Утрехтской, Шартрской, Парижской. В 12–14 вв. монастырские школы преобразуются в университеты (в Болонье, Париже, Неаполе,. Падуе, Оксфорде, Кембридже, Праге). Среди университетов Европы в 13–14 вв. ведущее место занимал Парижский университет, ставший центром изучения богословия и философии (факультет свободных искусств). Для всего Философское образование средневековья характерно, что "... церковная догма явилась исходным пунктом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия – все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церкви" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495). При этом Философское образование испытывало большое влияние различных церковных орденов, руководивших университетами. В раннем средневековье Философское образование в университетах почти целиком ограничивалось интерпретацией текстов отцов церкви; в позднем средневековье оно носило преимущественно характер диспутов относительно правильности истолкования аристотелизма. На философских факультетах средневековых университетов была разработана система присвоения ученых степеней (бакалавр, лиценциат и магистр, или доктор).

  В эпоху Возрождения Философское образование развивалось вне традиционных центров культурной жизни (университетов и монастырей); все значительные философы Возрождения порывают с университетскими корпорациями, рассматривая философское знание (прежде всего этическое и эстетическое) как личное достояние мыслителя, обретаемое собственным исканием. Отказ от авторитарных форм Философское образование, связанных с церковными организациями, обусловил создание новых форм Философское образование – кружков гуманистов и академий. В новое время развитие этих форм Философское образование привело к созданию национальных академий. В эпоху Великой французской революции были осуществлены реформы университетского образования, оказавшие влияние на развитие Философское образование (провозглашение принципа свободы научного исследования, преподавания и учебы, чтение лекций на родном языке, разделение философских факультетов на различные отделения). Наряду с преподаванием философии в университетах получила развитие такая форма Философское образование вне учебных заведений, как философские школы (среди которых следует отметить картезианскую, вольфианскую, гегельянскую школы).

  Во 2-й половине 18 – начале 19 вв. сложилось понимание Философское образование как общего духовного процесса формирования и саморазвития личности (И. Кант, И. Г. Фихте, Г. Гегель). Эта трактовка целей Философское образование как целостного образования, синтезирующего все отдельные отрасли научного знания, нашла свое отражение в лекциях Ф. В. Шеллинга о философии как системе наук и методе академических знаний и в статье Гегеля "О преподавании философии в университетах" (1816), где предлагалась перестройка Философское образование как универсального образования.

  В 20 в. университеты сохранили ведущее место в системе Философское образование Наряду с философскими факультетами университетов появились новые формы подготовки научных и преподавательских кадров (государственные институты, договорные и частные организации), значительно усилилась зависимость Философское образование от государственного финансирования, контроля и руководства. Характерные черты организации современного Философское образование в капиталистических странах – обострение конкуренции между различными организациями, готовящими философские кадры, отсутствие планирования, диспропорции в финансировании Философское образование, территориальная и кадровая концентрация лучших вузов – свидетельствуют о кризисе всей системы образования.

  Философское образование в России первоначально существовало в рамках богословского образования. Одним из первых его центров была Славяно-греко-латинская академия (основана в 1687), в которой читались курсы философии. В начале 19 в. преподавание философии было введено в гимназиях; философских факультеты существовали в университетах Москвы, Петербурга, Казани и Харькова. Если вначале Философское образование велось по Аристотелю и его комментаторам, то со 2-й половины 18 в. преподавание философии основывалось на учебниках различных популяризаторов лейбницевско-вольфианской философии (Ф. Баумейстера и др.). Официальная идеология "самодержавия, православия и народности", лежавшая в середине 19 в. в основе политики царского правительства по отношению к университетам, нашла свое отражение в словах министра народного просвещения П. А. Ширинского-Шихматова: "польза от философии не доказана, а вред от нее возможен"; в 1850 по его распоряжению философия была исключена из университетских курсов, еще раньше – из гимназий.

  Введение в 1863 нового университетского устава, благотворно сказавшегося на системе высшего образования, восстановило преподавание философии в университетах. Однако к концу 19 – началу 20 вв. в России не было специального Философское образование (в 1914 ни в одном из 10 университетов не существовало философского факультета); преподавание философии велось на кафедрах философии в ряде университетов, а также в духовных академиях Москвы, Петербурга, Киева и Казани.

  Философское образование и его основные центры в СССР. После победы Великой Октябрьской социалистической революции началось создание системы Философское образование, основанной на принципах марксистско-ленинской философии. Создание в 1918 Социалистической академии общественных наук, преобразованной в 1924 в Академию коммунистическую, оказало большое влияние на Философское образование в СССР, на подготовку преподавательских и научных кадров по философии. В 1921 был создан институт красной профессуры (ИКП), готовивший кадры философов-марксистов. В 1931 был организован Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ), в 1941 слившийся с соответствующими факультетами МГУ (в т. ч. с философским факультетом МГУ). В 1931–37 действовал Ленинградский институт истории, философии и лингвистики (ЛИФЛИ).

  Специалисты с Философское образование готовятся на философских факультетах в Московском, Ленинградском, Киевском, Казахском, Тбилисском, Ростовском, Уральском университетах и философских отделениях в ряде университетов. В 1975 по специальности "философия" в университетах обучалось 4370 студентов, на философские факультеты в 1975 было принято 820 студентов и выпущено 705 специалистов с Философское образование Учебные планы по специальности "философия" предусматривают изучение курсов диалектического и исторического материализма, истории зарубежной философии, истории философии народов СССР, истории марксистско-ленинской философии, современной буржуазной философии и социологии, логики, эстетики, этики, истории религии и атеизма, истории древнего мира, истории средних веков, новой и новейшей истории. Значительное место уделяется изучению социально-экономических дисциплин (научному коммунизму, политической экономии капитализма и социализма, истории КПСС), а также иностранных языков. Так как основной задачей Философское образование является подготовка преподавателей философии и обществоведения, в учебных планах имеется цикл педагогических дисциплин – педагогика, психология, а также цикл естественнонаучных дисциплин (в зависимости от специализации студентов – основы современной математики, общая и теоретическая физика, основы биологии и др.). Срок обучения на философских факультетах 5 лет; оно заканчивается сдачей государственных экзаменов и защитой дипломной работы по выбранной теме. Около 20% учебного времени в университетах занимает специализация студентов, осуществляемая на соответствующих кафедрах.

  Научные и научно-педагогические кадры философов готовятся в системе аспирантуры вузов, научно-исследовательских учреждений АН СССР, республиканских академий, Академии общественных наук при ЦК КПСС, Высшей партийной школы при ЦК КПСС. Курс марксистско-ленинской философии читается во всех вузах СССР. В 1976 в вузах работало 13745 преподавателей философии, из них 531 доктор, и 6554 кандидата философских наук. Для повышения квалификации преподавателей философии созданы специализированные институты повышения квалификации.

  Основные центры Философское образование в других социалистических странах. Болгария: философский факультет в университете Софии. Венгрия: философский факультет в университете Аттилы Иожефа. ГДР: кафедры философии и марксизма-ленинизма в университетах Берлина, Грейфсвальда, Галле, Дрездена, Йены, Лейпцига, Ростока. Польша: философские факультеты в университетах Кракова, Лодзи, Познани, Вроцлава, католический университет в Люблине, католическая академия в Варшаве. Румыния: философские факультеты в университетах Бухареста, Ясс. Чехословакия: философские факультеты в университетах Братиславы, Брно, Праги. Югославия: философский факультет в университете Белграда.

  Основные центры Философское образование в капиталистических странах. Австрия: философские факультеты в университетах Граца, Инсбрука, Зальцбурга, Вены. Аргентина: факультеты философии и литературы в университетах Буэнос-Айреса, Кордовы, в католических университетах Кордовы, Куйо. Бельгия: факультеты философии и литературы в университетах Антверпена, Гента, Льежа, в Свободном университете Брюсселя, в католическом университете Лувена. Бразилия: факультеты философии и гуманитарных наук в университетах Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, в католических университетах Рио-де-Жанейро, Порту-Алегри, Сан-Паулу. Великобритания: философский факультет в Кембридже. Греция: философский факультет в университете Салоник. Индия: философский факультет в университете Калькутты. Испания: факультеты философии и литературы в университетах Барселоны, Валенсии, Вальядолида, Гранады, Мадрида, Саламанки, в католических университетах Мадрида, Саламанки. Италия: факультеты философия и литературы в университетах Болоньи, Генуи, Катании, Флоренции, Мессины, Милана, Неаполя, Падуи, Палермо, Перуджи, Пизы, Рима, Турина, в католических университетах Милана, Урбино. Канада: факультеты философии в университетах Квебека, Монреаля, Оттавы. Колумбия: факультет философии и литературы в католическом университете Фомы Аквинского (Богота). Мексика: факультеты философии и литературы в университетах Гвадалахары, Гуанахуато, институт философских исследований при Национальном независимом университете в Мехико. Нидерланды: философский факультет в университете Роттердама, межфакультетский центр по философии в университете Лейдена. Норвегия: философские факультеты в университетах Осло, Тромсе. США: философский факультет при Колумбийском университете (Нью-Йорк), кафедры философии в университете (Лос-Анджелес), в университетах Индианы, в Иллинойсском, Мичиганском, Миссурийском, Пенсильванском, Толидском университетах. Финляндия: философский факультет в университете Хельсинки. философские факультеты в университете Лиона и в католических университетах Парижа, Лиона, Тулузы, кафедры философии в университетах Дижона, Гренобля, Нанси, Лилля. Ф Р Г: философские факультеты в университетах Ахена, Аугсбурга, Билефельда, Бонна, Брауншвейга, Кельна, Констанца, Майнца, Мангейма, Вюрцбурга, Дюссельдорфа, Геттингена, Гейдельберга, Киля, Мюнхена, Мюнстера, Регенсбурга, Саарбрюккена, Фрейбурга, Эрлангена. Швеция: философские факультеты и отделения в университетах Гетеборга, Карльстада, Лунда, Стокгольма, Упсалы. Швейцария: философские факультеты в университетах Базеля, Берна, Цюриха.

  А. П. Огурцов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 16.04.2024 18:43:10