Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Аббасиды

Аббасиды (далее А) династия арабских халифов (750—1258), происходившая от Аббаса, дяди Мухаммеда. Воспользовавшись успехами антиомейядского шиитского движения (восстание Абу Муслима), А свергли Омейядов. Первым халифом А стал Абу-ль-Аббас ас-Саффах (750—754). Арабская знать лишилась прежнего исключительного положения; главной опорой А стала феодальная знать Ирана и Средней Азии. Центр Халифата переместился из Сирии в Ирак. Столицей государства А стал Багдад, основан в 762 халифом А аль-Мансуром (в литературе государство А иногда называют Багдадский халифат). В Халифате А, так же как и в Халифате Омейядов, господствовали феодальные отношения, при сохранении сильных рабовладельческого и патриархального укладов. Наибольшего могущества Халифат А достиг при халифах аль-Мансуре (754—775), аль-Махди (775—785), Харун ар-Рашиде (786—809) и аль-Мамуне (813—833).

  Усиление в государстве А феодального гнета, рост налогов вызывали многочисленные народные восстания (Муканны восстание 70—80-х гг. 8 в., Бабека восстание в начале 9 в., восстания в Армении в 9 в. и др.). В конце 8 в. от государства А начали отпадать отдельные области (например, Марокко, 788). В 9 в. процесс распада государства А усилился: на территориях Ирана, Средней Азии, Закавказья, Египта стали образовываться фактически самостоятельные государства, в которых правили местные династии (Тахириды, Саффариды, Тулуниды, Багратиды и др.). Вызванное этими процессами сокращение доходов А пытались возместить усиленной эксплуатацией оставшихся областей, что привело к их экономическому упадку. Чтобы противостоять росту сепаратизма провинциальной феодальной знати, А, начиная с аль-Мутасима (833—842), окружили себя гвардией из тюркских невольников и фактически оказались в ее власти. Аль-Мутаваккиль (847—961), пытавшийся бороться с всесилием гвардии, был убит. Восстание рабов зинджей (началось в 869), с трудом подавленное правительственными войсками в 883, окончательно подорвало могущество А В 945 Буиды, захватившие Багдад, лишили А политической власти; у халифов остался лишь авторитет духовного главы суннитов; светские правители получали от них инвеституру. Некоторое значение А имели при Сельджуках, как знамя борьбы против Фатимидов, им удалось при энергичном халифе ан-Насире (1180—1225) восстановить свою светскую власть в Багдаде и прилегающих районах. В 1258 последний халиф А аль-Мустасим (1242—58) был казнен Хулагу. В 1261 мамлюкский султан (см. Мамлюки) Бей-барс признал халифом аль-Мустансира — одного из А, спасшихся от преследований Хулагидов. В 1517, после завоевания Египта турками, его потомок (действительный или мнимый) Мутаваккиль был перевезен в Стамбул. Позже на этом основании родилась легенда о передаче А духовного суверенитета турецким султанам.

  Лит.: Бартольд В. В., Сочинения, т. 6, М., 1966, с. 15-78; Беляев Е. А, Арабы, ислам и арабский халифат, М., 1965; История стран Азии и Африки в средние века, М., 1968, ч. 2, гл. 8; Hitti . .; History of the Arabs, 8 ed., L., 1964; Abbāsides, Encyclopedie de L"lslam, 2 ed., t. , .—Leiden, 1960.

  О.Г. Большаков.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 14:13:59