Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Ферьер Адольф

Ферьер (далее Ф) (Ferriere) Адольф (30.8.1879, Женева, – 16.6.1960, там же), швейцарский педагог, теоретик и деятель т. н. нового воспитания – одного из направлений буржуазно-реформаторской педагогики, возникшего в конце 19 – начале 20 вв. С 1900 Ф. преподавал в "новых школах" и с 1909 читал лекции в Женевском университете; в 1912–22 профессор института Ж. Ж. Руссо в Женеве, в 1912–14 один из основателей и председатель Международного бюро новых школ; в 1921–33 основатель и активный деятель Международной лиги нового воспитания и ее секций во Бельгии, Испании и др. странах, участвовал в создании и работе Международного бюро по воспитанию (1925).

  Обобщая работу "новых школ" и развивая идеи нового воспитания, Ф., как и многие др. представители этого направления (Дж. Бэдли, Г. Винекен, О. Декроли, Э. Демолен, Г. Литц, С. Редди и др.), подвергал критике официальную школу с ее словесно-схоластическим и догматическим характером обучения, формальным отношением к детям и призывал к преобразованию ее на иных педагогических началах. Ф. сформулировал обязательные признаки нового типа средней школы. Она должна быть интернатом и расположена за городом; число воспитанников в группах для занятий – 10–12 чел. Большое внимание, кроме изучения наук, в школе должно уделяться искусству, гимнастике, играм и спорту, прогулкам и дальним экскурсиям, с.-х. и ремесленному труду; преподавание в ней должно основываться на фактах, наблюдении мира вещей и явлений природы, опираться на интересы ребенка и возрастные особенности его развития; для воспитания инициативы и самостоятельности вводится ученическое самоуправление.

  "Новые школы" были частными платными заведениями, доступными детям из состоятельных семей, и служили задачам воспитания "капитанов промышленности", предпринимателей. "По сравнению с обычными средними школами, – отмечала Н. К. Крупская в 1915, – "новые" школы являются громадным шагом вперед. Но это совсем не те школы, каких хочет рабочий класс... Склад жизни в “новых” школах совершенно буржуазный" (Пед. соч., т. 1, 1957, с. 347).

  Соч.: L"école active à travers l"Europe, Lille, 1949: ève initiation à l"éducation nouvelle, ., 1950; в рус. пер. – Из опыта новой школы Запада, М. – Л., 1926.

  Лит.: Крупская Н. К., Пед. соч., т. 1, М., 1957, с. 344–48: Познанский Н. Ф., Конструктивное воспитание. Педагогические идеи Ад. Феррьера, (Саратов), 1928; Dechet R., Principes et philosophic (j"Education nouvelle d"après l"oeuvre d"Adolphe Ferrière, Lyon, 1952.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 11:47:29