|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Фальконе Этьенн Морис | Фальконе (далее Ф) (Falconet) Этьенн Морис (1.12.1716, Париж, – 24.1.1791, там же), французский скульптор. Сын столяра. В детстве занимался резьбой по дереву; в 1734–44 учился у скульптора Ж. Б. Лемуана в Париже. Одно из первых значительных произведений Ф. – группа "Милон Кротонский" (гипсовая модель, 1744, Эрмитаж, Ленинград; мрамор, 1754, Лувр, Париж) – отличается барочным драматизмом. В 1750-е – начале 1760-х гг. Ф. создавал аллегорические и мифологические статуи и группы ("Пигмалион", 1763, там же, и др.), а гакже модели для севрских статуэток из бисквита ("Купальщица", в 1757–1766 Ф. руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры); в этих произведениях чувственность искусства рококо сочетается с чистотой форм, свойственной классицизму 18 в.
Талант Ф.-монументалиста в полную силу раскрылся в период пребывания скульптора в России (1766–78) и его работы над памятником Петру , установленному на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов) в Петербурге (голову Петра моделировала ученица Ф М. А. Колло). В духе просветительской философии 18 в. Ф., по его словам, представил Петра как "созидателя, законодателя, благодетеля своей страны". Пьедесталом памятника послужила гранитная скала, обработанная в форме морской волны. Мощная бронзовая фигура всадника, осадившего и вздернувшего на дыбы скачущего коня, полна героического пафоса; стремительный порыв органично сочетается в ней с торжественным величием. Блестящее воплощение нашли в памятнике (за которым благодаря одноименной поэме А. С. Пушкина закрепилось название "Медный всадник") идеи могучего подъема страны, драматические сложности переломного момента в истории. Важную роль в образно-пластическом решении этого лучшего произведения Ф. играет тонко продуманное многообразие аспектов его восприятия. Ф. продемонстрировал умение преодолевать технические трудности (фигура коня опирается на задние ноги и хвост, прикрепленный к змее, символизирующей зависть и козни врагов).
Не дождавшись открытия памятника (1782), Ф. в 1778 уехал в Голландию, а в 1780 вернулся во (последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не работал). значительное место в наследии Ф. занимают теоретические сочинения мастера, тесно связанные с эстетикой французских просветителей (Д. Дидро и др.).
Соч.: CEuvres..., t. 1–6, Lausanne, 1781, 3ed., Gen., 1970; в рус. пер., в кн.: Мастера искусства об искусстве, т. 3, (М., 1967).
Лит.: Аркин Д., всадник, М. – Л., 1958; Зарецкая З. В., Ф, Л. – М., (1965); Каганович А. Л., "Медный всадник", Л., 1975; Levitine G., The sculpture of Falconet. Greenwich, 1972.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 22.11.2024 19:55:43
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|