Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Белорусская железная дорога

Белорусская дорога (далее Б) образована в мае 1953. Управление в Минске. Пролегает в основном по территории БССР (свыше 97%) и частично по территории УССР и Литовской ССР. Дорога граничит с Октябрьской дорогой (станции Алеща и Езерище), с Прибалтийской дорогой (станции Бигосово, Гудогай, Пабраде, Поречье и Стасилаи); с Московской дорогой (станции Закопытье, Заольша, Красное, Сураж и Шестеровка); с Юго-Западной дорогой (станции Новобелицкая, Овруч и Тереховка) и Львовской дорогой (станции Вербка и Лунинец). На западе Б подходит к государственной границе СССР и граничит с польскими дорогами (станции Лососна, Берестовица, Свислочь, Высоко-Литовск и Брест). Эксплуатационная линия Б в современных (1970) границах — 5400 км, или 4% от протяженности всей сети дорог СССР. Б связывает районы Северо-Запада и Прибалтики с районами Юго-Запада, Донбасса и Приднепровья, а также обеспечивает транспортные связи СССР с ПНР и ГДР.

  Основные направления Б — старейшие на сети. Так, линия Смоленск — Минск — Брест закончена строительством в 1871, линия Гомель — Лунинец — Брест — в 1882—86; Вильнюс — Минск — Гомель — в 1873, Невель — Полоцк — Молодечно — Волковыск — в 1906. За годы Советской власти построены: Лепель — Орша — Кричев — Сураж, Шестеровка — Могилев — Осиповичи, Барановичи — Слуцк.

  В период Великой Отечественной войны 1941—45 и оккупации БССР немецко-фашистскими захватчиками хозяйство республики было разрушено, однако уже к 1950 Б была в основном восстановлена.

  В 1969 грузооборот Б составил свыше 46 млрд. т·км, или ок. 2% от сетевого. Более половины грузооборота Б освоено тепловозной тягой. Б преимущественно транзитная. В общем объеме грузооборота транзит составляет 56%, ввоз 22%, вывоз 7% и местное сообщение 15%. Во ввозе преобладают металлы, стройматериалы, отдельные виды нефтепродуктов, продукция легкой и пищевой промышленности, хлебные грузы, в вывозе — в основном автомобили, тракторы, нефтегрузы, продукция сельского хозяйства. В местном сообщении по дорогам преимущественно перевозят строительные грузы, торф, лесоматериалы, продукты сельского хозяйства. Грузонапряженность Б относительно невелика — примерно 7,8 млн. т.км/км, что вдвое меньше среднесетевой, однако отдельные участки дороги (Тереховка — Гомель — Минск — Гудогай; Орша — Минск — Брест; Закопытье — Гомель — Брест и др.) имеют большую грузонапряженность. Наиболее крупные пункты отправления и прибытия грузов: Полоцк, Брест, Витебск, Могилев, Лососна, Кричев.

  Б осуществляет интенсивные пассажирские перевозки как во внутриреспубликанском, так и в транзитном сообщении между районами Прибалтики и Северо-Запада с Южными и Юго-Западными районами страны. В сообщениях через Брест ежегодно увеличиваются международные пассажирские перевозки. Общий пассажирооборот в 1969 составил 6,7 млрд. пасс. -км, или 2,6% от сетевого. В нем транзит составляет 26%. Большой удельный вес занимают пригородные перевозки пассажиров (20%).

  Г. С. Райхер.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 14:26:30