|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Упанишады | Упанишады (далее У) прозаические и стихотворные религиозно-философсие трактаты. Часть ведической литературы (см. Веды). Термин "У" (санскр., буквально – сидение (ученика) подле (учителя)) понимается в Индии как "сокровенное знание", доступное только посвященным. Возникли в древности (приблизительно в 7–3 вв. до н. э.); значительную философскую и художественную ценность имеют т. н. главные У, непосредственно связанные с разными ведическими школами. В центре У – философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина У – учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлеченные идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причем специфическим художественным приемом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции У о единстве мира. Значение У не ограничивается Полагают, что еще в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р. У Эмерсона.
Изд.: Upanishads. The prinsipal Upanishads, ed. with introd., text, transi. and notes by . Radhakrishnan, L., 1953; в рус. пер. – Брихадараньяка Упанишада. Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1964; Чхандогья Упанишада. Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1965; У. (Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина), М., 1967.
Лит.: Сыркин А. Я., Некоторые проблемы изучения упанишад, М., 1971; Keith А. В., The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, Half. 1–2, Camb. (Mass.), 1925.
П. А. Гринцер.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:03:09
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|