Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Узкоколейная железная дорога

Узкоколейная дорога (далее У) дорога облегченного типа с колеей, имеющей ширину, меньшую по сравнению с нормальной шириной (1520 мм в СССР). У. дороги сооружают в основном для обслуживания промышленной предприятий, лесосек, шахт, рудников и т. п. В некоторых странах отдельные участки дорог общего пользования имеют узкую колею. У. дороги строят с шириной колеи 1000, 914, 750 и 600 мм и др. В СССР для наземных У. дорог установлена стандартная ширина колеи 750 мм (до 90% эксплуатируемых У. дорог). Главное достоинство У. дорог - относительная простота сооружения из-за меньших объемов земляных работ, упрощенного и облегченного верхнего строения пути, а следовательно, меньшие первоначальные капиталовложения по сравнению с дорогой нормальной колеи. К недостаткам относятся: меньшая провозная способность, необходимость перегрузки грузов на стыке их с дорогами нормальной колеи, большая потребность в локомотивах, подвижном составе (из-за меньшей массы поездов) и обслуживающем персонале.

  У. дороги играют важную роль во внутренних транспортных связях отдельных промышленных районов, могут быть экономичны при малых грузооборотах и небольших расстояниях перевозок. Для повышения экономической эффективности на У. дорогах используют специальные грузовые тепловозы, большегрузные вагоны, приспособленные для перевозок определенных грузов (леса, руды, торфа и т. п.).

  Лит. см. при ст. Железная дорога.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 12:09:36