Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Тулуз-Лотрек Анри Мари Раймон де

Тулуз-Лотрек (далее Т) (Toulouse-Lautrec) (собственно Т-Монфа, Toulouse-Lautrec-Monfa) Анри Мари Раймон де (24.11.1864, Альби, — 9.9.1901, Мальроме, близ Бордо), французский живописец и график. Потомок древнего аристократического рода. С 1881 жил в основном в Париже, где учился у Л. Бонна (1883) и у Ф. Кормона (с 1884). Испытал влияние импрессионизма (особенно воздействие Э. Дега), а также увлечение японской графикой. Первые же значительные работы отмечены стремлением к предельной индивидуализации образов (портрет Э. Берпара, 1885, галерея Тейт, Лондон). Со 2-й половины 1880-х гг. определяется основная тема Т.-Л. — развлечения и быт богемы, парижского "полусвета"; чуждый своей среде, он ищет забвения в освобожденной от буржуазных условностей "естественности", в призрачном веселье, царящем в кафешантанах, танцевальных залах и прочих заведениях Монмартра. Мир парижского "дна" изображается в композициях и портретах Т.-Л. без морализирования, с присущими художнику нервно-обостренной зоркостью наблюдения, язвительной иронией и в то же время с особенно чуткой реакцией на социальную и нравственную исковерканность окружающей жизни. Своеобразие манеры Т.-Л. с конца 1880-х гг. — в экспрессивном, то резком, доходящем до гротеска, то изысканно-гибком рисунке, в беспокойной фрагментарности композиции, ритмам которой подчинены четкие контуры форм, длинные упругие и вибрирующие или изломанные красочные мазки-штрихи, в контрастах холодно мерцающей общей тональной гаммы и как бы вспыхивающих в ней нарочито ярких локальных цветовых пятен. Показывая своих героев, опустившихся и падших, их кумиров — певцов и танцоров кабаре (нередко среди героев изображен и сам автор), Т.-Л. не только фиксирует нравы, с импровизационной легкостью передает динамику мизансцен, характерность поз и жестов, эффекты резкого искусственного освещения, но с психологической проницательностью вникает в эти разбитые судьбы, словно материализует отравленную пороком атмосферу эпохи "конца века" ("Бал в Мулен-де-ла-Галетт", 1889, "В Мулен-Руж", 1892, оба произведения — в институте искусств, Чикаго; "Танец в Мулен-Руж", 1890, частное собрание, Филадельфия; "Со своей милой", акварель, гуашь, 1891, Музей изящных искусств, Бостон; "Певица Иветт Гильбер", 1894, Музей изобразительного искусств им. А. С. Пушкина, Москва; "В салоне на улице Де-Мулен", 1894—95, портрет Г. Тапье де Селейрана, 1894, "Модистка", 1900, все три произведения — в Музее Т.-Л., Альби). Стилистические искания Т.-Л. — одного из крупнейших мастеров постимпрессионизма, в 1890-е гг. сближаются с "модерном", что ярко проявляется в его графике, особенно в цветных литографированных афишах с их лаконизмом и броскостью, причудливо-извилистым рисунком, четким контуром, обводящим интенсивные цветовые зоны ("Мулен-Руж. Ла Гулю", 1891; "Диван жапоне", 1892). Выразительной живостью, утрированностью шаржа отмечены многочисленные рисунки и серии литографий Т.-Л.

  Лит.: Перрюшо А., Т, пер. с франц. (Послесл. О. В. Мамонтовой), М., 1969; Воркунова Н., Т, М., 1972; Joyant М., Toulouse-Lautrec, ., 1927.

  В. А. Марков.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 04:45:34