Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Троллейбус

Троллейбус (далее Т) (англ. trolleybus, от trolley — контактный провод, роликовый токоприемник и bus — автобус), средство безрельсового наземного городского транспорта с питанием электроэнергией от контактного провода. Работы по созданию и применению Т проводились в уже в начале 80-х гг. 19 в. При конструктивной разработке Т наиболее трудной технической задачей оказалось обеспечение надежного токосъема от контактной сети. Решение этой задачи стало возможным только с применением асфальтовых дорожных покрытий, что создало необходимые условия для распространения Т Первые Т в СССР созданы в 1933. В 1934 Т пущен в Москве. В 60—70-е гг. троллейбусные линии появились во многих крупных городах СССР. Преимущества Т по сравнению с трамваем заключаются в отсутствии рельсовых путей, требующих больших первоначальных капиталовложений, в лучшей маневренности и бесшумности; недостаток — необходимость более сложной контактной подвески с 2 подвесными проводами. Т обладает преимуществами и перед автобусом: использование дешевой электроэнергии, отсутствие выхлопных газов, простота и надежность в эксплуатации. Однако значительно большая требовательность Т к качеству дорожного покрытия и меньшая гибкость при движении в условиях плотных транспортных потоков в ряде случаев ограничивает его применение.

  Большинство Т выпускается в 2-осном исполнении с 2- или 3-дверной компоновкой кузова. На линиях с большими пассажиропотоками, пролегающих по основным городским магистралям, применяют многоосные сочлененные Т Габаритные размеры 2-осного Т: длина 10—12 м, ширина 2,5 м, высота 3,2—3,4 м. Современный Т развивает скорость 65—70 км/ч; вместимость 2-осных Т 50—70 чел.

  К основному электрическому оборудованию Т относятся тяговые электродвигатели постоянного тока, вспомогательные электродвигатели для привода компрессоров, вентиляторов и генераторов, обеспечивающих питание низковольтных приборов, а также осветительная и сигнальная аппаратура. Тяговые электродвигатели могут быть смешанного или последовательного возбуждения. На Т советского производства устанавливаются тяговые двигатели смешанного возбуждения, обеспечивающие хорошие показатели при работе в тяговом и генераторном режимах. Они приспособлены к рекуперативному торможению с возвратом электроэнергии в контактную сеть. Мощность тяговых электродвигателей находится в пределах 70—120 квт при напряжении в контактной сети 550 в. Для управления тяговыми электродвигателями служат контакторы, переключающие силовую цепь, которые приводятся в действие контроллером, связанным с педалью, установленной возле места водителя. Возможность движения задним ходом достигается при помощи реверсора, изменяющего направление тока в обмотках якоря и в обмотках дополнительных полюсов. Током низкого напряжения питаются приборы наружного освещения и сигнализации. Питание электроэнергией от контактной сети осуществляется через токосъемник, расположенный на крыше Т (рис.).

  К механической части Т относятся трансмиссия, ходовая часть, органы управления. Трансмиссия состоит из карданной передачи и главной передачи с дифференциалом. В редукторе передачи используются конические или червячные зубчатые колеса. Ходовую часть (рессорная подвеска, балки осей, ступицы колес и др.) выполняют аналогично соответствующим узлам многоместных автобусов и тяжелых грузовых автомобилей. В тормозную систему входят колесные колодочные тормоза с пневматическим приводом и ручной механический привод для стояночного тормоза. Рулевой механизм и рулевой привод — автомобильного типа. Кузов Т — цельнометаллический со сварным стальным каркасом, обшитым тонким стальным листом. Каркас крепится к жесткому основанию в виде фермы из профилированных балок, соединенных
  Перспективы применения Т значительно расширяются в связи с совершенствованием общей дорожной сети. Увеличение ширины проезжей части, увеличение радиусов кривых и закруглений, применение усовершенствованных дорожных покрытий открывают возможности эксплуатации Т с высокой скоростью движения. Используется Т и на междугородных маршрутах (например, линия Симферополь — Ялта). Большая вместимость Т (по сравнению с автобусом) обеспечивает высокую эффективность его эксплуатации на линиях с напряженными пассажиропотоками.

  Лит.: Ребров С. А., Устройство и техническая эксплуатация троллейбусов, 2 изд., К., 1972.

  А. А. Сабинин.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 16:42:37