Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Транспортное машиностроение

Транспортное машиностроение (далее Т), группа отраслей машиностроения, выпускающих средства транспорта (о производстве автомобильного, воздушного и водных средств транспорта см. Автомобильная промышленность, Авиационная промышленность, Судостроение). Производством подвижного состава для дорог (локомотивов, вагонов) занимается машиностроение. Начало локомотивостроения относится к 20-м гг. 19 в., когда в Великобритании был построен (1823) первый в мире паровозостроительный завод. В России первые серийные паровозы и вагоны начали выпускать в 40-х гг. 19 в. на Александровском заводе в Петербурге. В 1860-70 началось изготовление подвижного состава на Коломенском, Невском, Людиновском и Воткинском заводах, на Брянском (1883), Путиловском (1894) и Сормовском (1897) заводах; в 1897-1900 были построены паровозостроительные заводы Харьковский и Луганский (ныне Ворошиловградский); производство вагонов организовано на Петербургском (ныне им. Егорова), Верхневолжском (ныне Мытищинском и др. заводах. В 1913 выпущено 477 паровозов, 12 тыс. грузовых вагонов и 1507 пассажирских вагонов.

  В СССР в 1922 начат серийный выпуск 4-осных грузовых вагонов, в 1928 - пассажирских. В 1933-41 были созданы современные грузовые паровозы типа 1-5-1 серии ФД и пассажирские типа 1-4-2 серии ИС мощностью 3150 л. с. (самые мощные в Европе). Была достигнута значительная унификация между грузовыми и пассажирскими локомотивами. Все грузовые вагоны изготавливались с автосцепкой и автоматическими тормозами, началось строительство цельнометаллических вагонов электропоездов и вагонов метрополитена. Вступил в строй Уральский вагоностроительный завод. Получили развитие специализация и кооперирование производства. Были созданы специализированные заводы тормозного оборудования, стального литья. Широкое применение сварки привело не только к упрощению и удешевлению постройки, но и к значительному облегчению конструкции подвижного состава. В 1940 было изготовлено 914 магистральных паровозов, 30 880 грузовых и 1051 пассажирский вагон, оборудованные автосцепкой и автоматическими тормозами.

  Успешное выполнение заданий довоенных пятилеток позволило Т полностью обеспечить возросшие перевозки во время Великой Отечественной войны 1941-45.

  В первые послевоенные годы в короткий срок восстановлены вагоностроительные заводы - Крюковский, Днепродзержинский, Ленинградский им. Егорова, Бежицкий и др., построены новые - Алтайский, Рижский, Демиховский, Лианозовский. Было организовано крупносерийное производство паровозов на Ворошиловградском, Коломенском, Брянском, Улан-Удэнском, Красноярском заводах и заводе "Красное Сормово". Начат выпуск новых паровозов: грузовых типа 1-5-0 серии Л, типа 1-5-1 серии ЛВ и пассажирских типа 2-4-2. Вновь приступили к производству вагонов Уралвагонзавод (полувагоны), Усть-Катавский (трамвайные вагоны), Мытищинский (вагоны метро). На Ждановском заводе тяжелого машиностроения было организовано поточное производство цистерн, на Великолукском заводе - хоппер-дозаторов, на Ворошиловградском - транспортеров. Для пригородного и местного сообщения организовано изготовление вагонов электропоездов ЭР1 и ЭР2 постоянного тока, ЭР9П переменного тока, дизель-поездов ДР1, трамвайных вагонов РВ36М с улучшенными технико-экономическими параметрами и более совершенным электрооборудованием. В 1968 начат выпуск вагонов метрополитена Ленинградским заводом им. Егорова. За 1966-70 вагоностроительными заводами было освоено более 36 типов грузовых и пассажирских вагонов.

  Первый тепловоз появился в СССР 6 ноября 1924 на Октябрьской дороге. С начала 30-х гг. постепенно внедрялась электрическая и тепловозная тяга. Харьковский паровозостроительный завод (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения) после Великой Отечественной войны 1941-45 создал и последовательно освоил производство тепловозов мощностью 1000 и 2000 л. с. в секции (1 л. с. = 0,736 квт).

  С 1957 Ворошиловградский и Коломенский заводы прекратили производство паровозов и на базе кооперации с Харьковским заводом начали производство тепловозов. Значительно увеличилось производство электровозов на Новочеркасском заводе, с 1957 стал выпускать электровозы Тбилисский завод.

  Наряду с увеличением объемов выпуска (табл. 1) локомотивостроительные заводы создали и освоили новые тепловозы мощностью 2200 квт (3000 л. с.) в секции и электровозы мощностью 6160 квт переменного и 4500 квт постоянного тока.

Табл. 1. - Динамика выпуска

подвижного состава в СССР

(только магистрального), шт.

Продукция

1940

1957

1975

Паровозы<

Тепловозы<

Электровозы<
Грузовые вагоны

Пассажирские вагоны<


914

5

9

30880

1051

-

400

270

38314

1856

-

1375

395

69922

2090

  В 1972 начато изготовление тепловозов с четырехтактными экономичными дизелями и перспективной электрической передачей переменно-постоянного тока. Мощность дизелей доведена до 4000-6000 л. с., осуществляются работы по внедрению передачи переменного тока.

  Внедрение тепловозов и электровозов обеспечило в 1975 по сравнению с 1955 повышение веса брутто поезда на 55% и скорости движения на 35%.

  Повысился технический уровень выпускаемых грузовых вагонов. Кроме того, созданы конструкции и начат выпуск первых промышленных серий 8-осных цистерн и полувагонов грузоподъемностью 120-125 т.

  Создано и освоено производство новых типов специализированных вагонов, в том числе для перевозки кокса, горячего агломерата, цемента, минеральных удобрений, легковых автомобилей. Организовано серийное производство 6 типов саморазгружающихся вагонов (думпкаров) грузоподъемностью от 50 до 180 т. Для обеспечения высокоскоростного движения до 200 км/ч на отдельных направлениях дорог предусматривается изготовление пассажирских вагонов локомотивной тяги РТ200 и электропоездов ЭР200.

  Интенсивная эксплуатация дорог вызвала значительное увеличение выпуска путевых машин и инструмента. Создан комплекс путевых машин для строительства и капитального ремонта путей, состоящий из высокопроизводительных путеукладочных кранов, щебнеочистительных машин, хоппер-дозаторов, выправочно-подбивочно-отделочных машин и др. Для среднего ремонта пути создаются шпалоподбивочные, рихтовочные машины и путевой инструмент, который широко используется на работах по текущему содержанию пути. К 1975 по сравнению с 1970 выпуск путевых машин увеличился более чем в 1,5 раза. Большую работу по созданию путевых машин проводят на машиностроительных заводах - Кировском им. 1 Мая, Калужском, Тихорецком им. Воровского, Тульском заводе машиностроения им. и др.

  Производство подвижного состава на заводах Т организовано поточным методом с широким использованием предметной специализации (до 85%). За 60-е гг. резко повысился уровень механизации и автоматизации производства и труда (более чем на 50%). Широкое распространение получило сварочное производство, внедряются комплексно-механизированные линии, автоматического и полуавтоматического оборудование. Эта работа продолжается и в 70‑е гг. Создаются новые типы электровозов переменного и постоянного тока. На электровозах переменного тока намечается применить вентильные тяговые электродвигатели, мономоторные тележки, новые системы регулирования и управления. Продолжаются работы по проектированию нового вида турбовозов.

  Зарубежные социалистические страны имеют высокоразвитую промышленную базу по производству локомотивов и вагонов (табл. 2). Нет локомотивостроения только в Болгарии.

  В рамках СЭВ налажено сотрудничество по взаимному обеспечению потребности в подвижном составе, совместному решению научно-технических задач. Свыше 2000 советских тепловозов эксплуатируются в странах - членах СЭВ, в СССР используются пассажирские электровозы, изготовленные в ЧССР.

Табл. 2. - Динамика выпуска

подвижного состава в

некоторых социалистических

странах (только магистрального), шт.
Страна Продукция
1940

1957

1975

Болгария<


Грузовые вагоны

Пассажирские вагоны<


-

-

1154

9

2510

147

Венгрия

Паровозы

Тепловозы

Электровозы

Грузовые вагоны

Пассажирские вагоны<


-

-

1

-

58

25

-

1

576

319

-

14

23

479

201

ГДР

Паровозы

Тепловозы

Электровозы

Грузовые вагоны

Пассажирские вагоны<






-





130

-

11

3311

946

-

101

46

5027

1628

Польша

Паровозы

Тепловозы

Электровозы

Грузовые вагоны

Пассажирские вагоны<


28

-

-

600

93

221

83

5

11931

575

-

421

75

18739

543

Румыния

Паровозы

Тепловозы

Электровозы

Грузовые вагоны

Пассажирские вагоны<


-

-

-

271

-

65

-

-

1940

87

-

288

45

15591

293

Чехословакия

Паровозы

Тепловозы

Электровозы

Грузовые вагоны

Пассажирские вагоны<


74

-

-

1423

129

106

27

23

5439

467

-

390

85

5031

122

                 В развитых капиталистических странах Т достигло высокого уровня концентрации и монополизации. Основные фирмы, выпускающие подвижной состав: в США - "Дженерал электрик" (General Elektric), "Дженерал моторс" (General Motors), "Пульман" (Pullman), "Бадд" (Budd); во - "Альстом" (Alsthom), "МТЕ" (MTE), "АНФ-Франжеко" (ANF-Frangeco); в ФРГ - "Хеншель" (Henschel), "МАК" (MAK), "Сименс" (Siemens), "Тальбот" (Talbot), "Линке - Хофман - Буш" (Linke - Hofmann - Busch).

  В локомотивном парке крупных капиталистических стран преобладают тепловозы (в основном мощностью до 4000 л. с.) с электрической передачей (табл. 3).

Табл. 3. - Динамика выпуска подвижного состава в некоторых капиталистических странах (только магистрального), шт.

Страна

Наименование

1940

1957

1974

США<


Локомотивы

Грузовые вагоны

Пассажирские вагоны<


485

64075

285

1485

100699

845

13381

66600

2362


Локомотивы

Грузовые вагоны

Пассажирские вагоны<


513

2343

2933

277

7364

155

227

9900

281

ФРГ

Локомотивы

Грузовые вагоны

Пассажирские вагоны<








1280

11019

441

422

10400

382

                 1 На 1973. 2 На 1972. 3 На 1938

  Лит.: Раков В. А., Локомотивы дорог Советского Союза, М., 1955; Транспорт СССР. Итоги за 50 лет и перспективы развития, М., 1967.

  Е. С. Матвеев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 14:02:48