|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Тракторостроение | Тракторостроение (далее Т), отрасль машиностроения, производящая тракторы, тракторные и комбайновые двигатели, унифицированные узлы, агрегаты, запасные части и детали к ним. Как отрасль промышленности Т существует с 1917, когда на заводах Форда в США началось массовое производство тракторов. В Европе впервые массовое производство тракторов началось в 20-х гг. 20 в. в и Италии, затем в Великобритании, и др. странах.
Возникновение Т в СССР относится к 1923 (первый выпуск тракторов "Фордзон-Путиловец" заводом "Красный путиловец", ныне Ленинградское объединение "Кировский завод"). Первые специализированные тракторные заводы — Сталинградский (ныне Волгоградский тракторный завод) и Харьковский тракторный завод, выпускали колесные тракторы марки СТЗ-ХТЗ. Производство тяжелых гусеничных тракторов (С-60) начато на Челябинском тракторном заводе в 1933. На нем же освоен выпуск (1936) гусеничных тракторов с дизельным двигателем (С-65). Перевод в 1937 Сталинградского и Харьковского заводов на производство гусеничных СХТЗ-НАТИ вывел СССР (1948) на 1-е место в мире по выпуску гусеничных тракторов. В 1-й пятилетке (1929—32) произведено 100,4 тыс. тракторов, во 2-й (1933—37) — 444,1 тыс. шт. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 были построены и введены в строй (1942—44) Алтайский тракторный завод, Владимирский тракторный завод и Липецкий тракторный завод, в 1945 возобновили работу разрушенные Сталинградский и Харьковский заводы. В послевоенные годы вступили в строй Харьковский тракторосборочный завод (1950), Минский тракторный завод (1951), Онежский и Узбекский (ныне Ташкентский) тракторные заводы (1956). Особое внимание уделялось увеличению производства мощных с.-х. тракторов общего назначения. Кировский завод начал выпуск трактора К-700 (1964), Павлодарский тракторный завод (пущен в 1967) — ДТ-75М (1968). В 1962 организовано производство гусеничных пропашных тракторов, унифицированных с тракторами МТЗ, на Кишиневском тракторном заводе (реконструирован в 1961). В конце 60-х гг. завершается переход на выпуск тракторов с дизельными двигателями. Происходит создание унифицированных моделей тракторов. Широкая унификация узлов, агрегатов и деталей тракторов и двигателей способствовала выделению их в специализированные производства (моторные заводы в Волгограде, Минске, Барнауле, Харькове, заводы топливной аппаратуры, тракторных трансмиссий, гидроагрегатов, шестерен, поршней и поршневых колец и др.). В 9-й пятилетке (1971—75) начато перевооружение тракторных заводов и обновление основных моделей тракторов. Строятся Чебоксарский завод промышленных тракторов и Харьковский завод тракторных двигателей. За 1966—75 производительность труда возросла более чем в 2 раза. Годовой выпуск тракторов в СССР (см. табл. 1). В 1957—75 выпуск тракторов имел среднегодовой прирост около 6%; в 1960 СССР вышел на 1-е место в мире по производству тракторов (238,5 тыс. шт.); в 1975 произведено 2,2 трактора на 1000 чел. населения. Растет технический уровень тракторов: увеличивается их энергонасыщенность, снижается материалоемкость, улучшаются условия труда тракториста, повышаются универсальность, качество и надежность. Проводятся работы по автоматизации управления механизмами и вождения тракторных агрегатов. Новые модели тракторов К-701, Т-150, Т-150К, МТЗ-80/82 и др., поставленные на производство в 9-й пятилетке, оснащены высокоэкономичными дизельными двигателями, многоступенчатыми коробками передач, в том числе с переключением на ходу, кабинами с очисткой и охлаждением (подогревом) воздуха, с подрессоренными сиденьями и т.д. Табл. 1. — Производство тракторов в СССР Годы | Выпуск, тыс. шт. | Суммарная мощность двигателя, млн. л. с.* | Годы< | Выпуск, тыс. шт. | Суммарная мощность двигателя, млн. л. с.* | 1925
1928
1940
1950
| 0,6
1,3
31,6
116,7 | 0,01
0,03
1,5
5,5 | 1960
1970
1975 | 238,5
458,5
550,4 | 11,4
29,4
41,8 | *1 л. с. = 0,736 квт
В тракторном производстве применяются высокопроизводительные автоматизированные и автоматические поточные линии, агрегатные станки-автоматы и др. современное оборудование.
Для решения инженерно-технических задач в проектировании машин, организации и управлении производством используются электронно-вычислительная техника и автоматизированные системы управления. При отработке конструкций новых тракторов и двигателей применяются методы ускоренных стендовых и полигонных испытаний. На базе передового зарубежного и отечественного опыта в 9-й пятилетке разработана и внедрена (Минский и Владимирский тракторные заводы) система управления качеством продукции на стадиях создания, производства и эксплуатации конструкции. Продукция аттестуется по категориям качества с присуждением изделиям высшей категории качества и Государственного знака качества. За 1971—75 экспорт тракторов в страны — члены СЭВ увеличился на 60%, в капиталистические страны (39 стран) — на 52%.
В зарубежных социалистических странах Т развивается особенно быстрыми темпами в послевоенные годы (см. табл. 2).
Табл. 2. — Выпуск тракторов в отдельных социалистических странах (без садово-огородных), тыс. шт. Страны | 1960 | 1970 | 1975 | НРБ
ВНР
ГДР
ПНР
СРР
ЧССР
СФРЮ | —
3
9
9
17
32
7 | 4
2
16
41
29
18
12 | 5
0,6
4
58
50
51
33 |
Сокращение производства тракторов ВНР и ГДР проводится в соответствии с принятой странами — членами СЭВ программой социалистической интеграции, предусматривающей специализацию стран на выпуске тракторов и различной сельскохозяйственной техники с целью обеспечения экономически целесообразных объемов производства.
В развитых капиталистических странах крупное Т имеют США, Великобритания, ФРГ, Япония, Италия и (см. табл. 3).
Для капиталистических стран характерна высокая степень монополизации.
В США крупнейшая тракторостроительная фирма — "Дир энд Ко" (Deere and Company); в Великобритании — "Масси-Фергюсон" (Massie-Ferguson); во — "Режи насьональ дез юзин Рено" (Rеgie Nationale des Usines Renault); в ФРГ — "Фенд энд Ко" (X. Fend and Со); в Италии — "ФИАТ С. п. А." (FIAT . р. А.); в Японии — "Комацу лтд" (Komatsu Ltd).
Табл. 3. — Производство тракторов в некоторых капиталистических странах (без садово-огородных), тыс. шт.
Страны | 1960 | 1970 | 1975 | США
Великобритания
ФРГ
Япония
Италия
| 204
186
121
5
39
63 | 221
163
105
81
94
69 | 270
120
116
207
116
57 |
В 70-е гг. 20 в. произошло слияние капиталов ряда тракторопроизводящих фирм США и Западной Европы. В связи с насыщением парка развитых капиталистических стран и резким увеличением цен на тракторы спрос на них непрерывно сокращается, соответственно сокращается и производство.
Лит.: Трепененков И. И., Развитие советской тракторной техники, М., 1953; Гуревич А. М., Краткая история отечественного тракторостроения, Сталинград, 1954; Смирнов А. И.,... Ценой громадной технической эволюции, М., 1971.
Н. Ф. Чухчин. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:26:13
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|