|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Трактор | Трактор (далее Т) (новолат. tractor, от лат. traho — тащу, тяну), самодвижущаяся (гусеничная или колесная) машина, выполняющая с.-х., дорожно-строительные, землеройные, транспортные и др. работы в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами (орудиями). См. Машинно-тракторный агрегат.
Историческая справка. Первые колесные Т с паровыми машинами появились в Великобритании и в 1830 и применялись на транспорте и в военном деле; с 1850 паровые Т используются в сельском хозяйстве этих стран, а с 1890 — в сельском хозяйстве США. Ценные изобретения по гусеничному ходу были сделаны в России Д. А. Загряжским (1837) и А. П. Костиковым-Алмазовым (около 1889). В 1888 русский механик Ф. А. Блинов построил и испытал гусеничный Т с двумя паровыми машинами. В 1893—95 русский изобретатель-самоучка Я. В. Мамин создал самоходную колесную тележку с двигателем внутреннего сгорания. С 1901 фирма "Харт-Парр" (Hart-Parr) в США выпустила первые колесные Т с двигателями внутреннего сгорания. Начиная с 1912 в США фирмой "Холт" (Holt), а позднее в фирмой "Вандерер-Дорнер" (Wanderer-Dorner) и в др. странах производятся Т на гусеничном ходу. Первые Т в СССР выпущены в 1923 ("Фордзон-Путиловец"). С 1930 в СССР налажено массовое производство Т, что дало возможность в 1932 отказаться от их импорта (см. Тостроение).
Классификация тракторов. По назначению Т разделяют на с.-х. и промышленные. С.-х. Т общего назначения в агрегате с соответствующими машинами (орудиями) осуществляют пахоту, культивацию, посев, уборку и др. работы. Наиболее мощные с.-х. Т используются при освоении целинных и залежных земель для корчевания пней, удаления и запашки кустарников и др. работ. Пропашные Т позволяют механизировать междурядную обработку — культивацию, рыхление, окучивание, опыливание, уборку пропашных культур (кукурузы, свеклы, хлопчатника и др.). Особенности пропашных Т — приспособленность к работе с навесными машинами (орудиями) и хорошая проходимость в междурядьях пропашных культур, значительный (обычно регулируемый) размер колеи, большой дорожный просвет, узкие колеса (гусеницы). Базовые модели промышленных Т характеризуются большими, чем у с.-х. Т, тяговыми усилиями. Они выполняют землеройные, дорожно-строительные, мелиоративные и др. работы в агрегате с разнообразными навесными (бульдозерная лопата, снегоочиститель, экскаваторный ковш и т.п.) и прицепными (скрепер, грейдер и т.п.) машинами (орудиями). В зависимости от условий работы Т используются различные модификации базовых моделей (например, для с.-х. Т — виноградниковый, болотоходный, крутосклонный, садовый; для промышленных Т — мелиоративный, лесосплавный, трелевочный). По типу движителя Т разделяют на колесные и гусеничные.
Механизмы и оборудование тракторов. Силовая установка состоит из двигателя и обеспечивающих его работу устройств (см. Тный двигатель). В силовую передачу входят сцепление, соединительная муфта, коробка передач, центральная и конечная передачи (см. Силовая передача). Наиболее распространены фрикционные муфты сцепления, иногда применяются гидродинамические и электрические (см. Муфты). Механические ступенчатые коробки передач с.-х. Т имеют 6, 8, 15 и более передач, а промышленных — 3—6. Все большее распространение получают коробки передач с зубчатыми колесами постоянного зацепления или с планетарным редуктором (установлены на некоторых зарубежных и советских Т, например Т-150, Т-150К, К-701). Через центральную передачу (обычно конический редуктор) вращающий момент подводится к ведущим колесам гусеничных Т; у колесных Т используется дифференциальный механизм. Конечные передачи (обычно цилиндрические редукторы) располагаются у ведущих колес и служат для увеличения общего передаточного числа трансмиссий и создания необходимого дорожного просвета. В некоторых экспериментальных образцах Т применяются гидрообъемные (гидронасос и гидромоторы) и гидромеханический (гидротрансформатор и механическая коробка передач) трансмиссии (см. Гидродинамическая передача, Гидропередача объемная). Для получения особо низких скоростей движения Т трансмиссии оборудуются дополнительными передачами — ходоуменьшителями. Ходовая система колесных Т состоит из подвески, осей (мостов) и колес (направляющих и ведущих) с пневматическими шинами низкого давления. Иногда для повышения проходимости применяются полугусеничный ход, уширительные решетчатые колеса и накидные почвозацепы. Ходовая система гусеничных Т состоит из подвески, гусеничных цепей, ведущих колес, опорных катков, поддерживающих роликов и направляющих колес (см. Гусеничный ход). Остов Т обычно выполняется в виде рам различных конструкций. Механизмы управления Т состоят из рулевого управления и тормозов (ленточных или дисковых). Изменение направления движения колесных Т обычно осуществляется передними (направляющими) колесами. Иногда для улучшения маневренности в конструкциях Т предусматривается поворот всех 4 колес, регулирование вращающих моментов на ведущих колесах, относительно вращение передней и задней частей Т при схеме с шарнирной рамой. Поворот гусеничных Т производится изменением частоты вращения ведущих колес правой или левой гусениц муфтами и тормозами; иногда применяется одноступенчатый планетарный механизм с двумя парами тормозов. Кабины устанавливаются на всех советских и большинстве зарубежных Т и служат для создания комфортных условий работы тракториста. Электрооборудование Т состоит из источников электрического тока (аккумуляторной батареи и установленного на двигателе генератора), приборов для пуска двигателя, освещения пути и рабочих машин (орудий), вентиляции кабины, подачи звуковых и световых сигналов. На рис. 1 и 2 изображены продольные разрезы колесного и гусеничного Т
Эксплуатационные показатели. Основные эксплуатационные показатели Т подразделяют на технико-экономические, технические и агротехнические. К технико-экономическим показателям относятся производительность в агрегате, тяговые качества, трудоемкость обслуживания и ухода, металлоемкость и др.; к техническим — устойчивость Т (продольная и поперечная), легкость управления, удобство работы персонала (наличие кабины, контрольных приборов; число мест для сидения); к агротехническим— удельное давление на почву, проходимость в междурядьях (дорожный просвет, абрис, защитные зоны), маневренность в агрегате, плавность хода, точность следования по заданному направлению.
Типаж тракторов. Число моделей Т, выпускаемых в СССР, а также их показатели определены типажом — системой машин, построенной по заранее разработанному техническому плану, основанное на рациональном сочетании тяговых показателей разных типов Т при минимальном числе базовых моделей (см. Типизация). Класс в типаже — совокупность моделей (конкретных конструкций) Т, имеющих одинаковые классификационные параметры. Базовая модель — наиболее распространенный вид Т в данном классе. Модификация — модель, относящаяся к тому же классу, что и базовая, но имеющая иную компоновку или оснащенная дополнительными механизмами. За основной классификационный параметр в СССР и странах — членах СЭВ принято наибольшее тяговое усилие, при ограниченном буксовании, развиваемое Т 1-й типаж был предложен в 1923, а разработан и реализован в 1946. В 1956 был создан 2-й типаж Т на 1961—65. Предусматривалось увеличение рабочих скоростей до 5—6 км/ч, повышение срока службы двигателей до 2500—3000 ч, трансмиссий — до 5000—6000 ч. Были подготовлены к выпуску модели Т, соответствующие мировому уровню техники: колесные — Т-40, МТЗ-50, Т-16, ДТ-14, К-700; гусеничные — Т-74, ДТ-75, ДЭТ-250 и др. 3-й типаж Т на 1965—70 состоял из 13 базовых моделей с тяговыми усилиями от 6 до 250 кн (0,6—25 тс) и ряда модификаций.
Для дальнейшего улучшения эксплуатационных показателей был разработан 4-й типаж Т на 1971—80 (рис. 3). Выпускаемые по этому типажу базовые модели Т сведены в таблицу. В 4-м типаже повышаются рабочие скорости до 35 км/ч, срок службы до капитального ремонта, снижается трудоемкость обслуживания. В связи с повышением скоростей движения Т в подвеску вводятся дополнительные упругие элементы; кабина снабжается рессорами, герметизируется, оснащается вентиляционными и отопительными устройствами, кондиционерами. Внедряется широкая унификация узлов и деталей внутри класса и между различными классами Т Разрабатываются Т с электрическим и гидравлическим приводом. Входят в практику устройства для автоматизации тракторных работ (загрузочных режимов, вождения машинно-тракторного агрегата на рабочем гоне), защиты от аварийных ситуаций и т.п.
Базовые модели тракторов, выпускаемых в СССР по 4-му типажу (1975).
Класс, тс | Модель< | Класс, тс | Модель< | 0,2
0,6
0,9
1,4
2 | "Риони"
Т-25; Т-16М
Т-50
МТЗ-80
Т-54В | 3
4
5
6
15 | Т-74; ДТ-75 М
Т-150; Т-150 К
Т-4А
К-701
Т-130
ДЭТ-250 |
Лит.: Конструкция, основы теории и расчет тракторов, М., 1971; Гуревич А. М., Сорокин Е. М., Ты и автомобили, 2 изд., М., 1974; Колесные тракторы, М., 1974.
И. Б. Барский.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 11:32:52
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|