|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Торговые центры | Торговые центры (далее Т) комплексы функционально и пространственно взаимосвязанных предприятий торговли, общественного питания, бытового и др. видов обслуживания. Т строят на участках с благоустроенной пешеходной зоной, удобными транспортными подъездами и автостоянками; их размещение связано с транспортной системой города (с автомагистралями, вокзалами и пр.) и, в частности, с основными пешеходными потоками, направленными к остановкам общественного транспорта. Т обычно включаются в состав общественных центров городов и городских районов, куда входят также учреждения культуры (клубы, библиотеки), спорта и др.
Интенсивное развитие сети Т в развитых капиталистических странах (впервые они появились в США в 1920-30-х гг., в др. странах - со 2-й половины 40-х гг.) связано с концентрацией торговли в руках крупных монополий и конкуренцией между ними на внутреннем рынке, а также с процессом децентрализации населения крупных городов, переселением части его на окраины и в загородные зоны, развитием общественного и особенно индивидуального транспорта. Так, в 1973 в США насчитывалось 14,5 тыс. Т, удельный вес которых в розничном товарообороте составил около 46%. В США (а также в Швеции, Японии, ФРГ и др. странах) многие Т расположены за городской чертой, на перекрестках шоссейных дорог, в расчете на владельцев индивидуальных автомашин. По мощности и характеру обслуживания американские Т разделяются на крупные (региональные), в состав которых входят от 40 до 100 магазинов, средние (промежуточные) - 20-40 магазинов, небольшие (ближайшие) - 10-20 магазинов. Кроме предприятий торговли и общественного питания, в их составе имеются отделения банка, сберегательная касса и различные предприятия бытового обслуживания. Помещения Т сдаются в аренду главным образом крупным торговым компаниям. В Западной Европе (Великобритания, Швеция и др.) Т строятся в основном в пределах новых жилых массивов на окраинах крупных городов в расчете на покупателей, пользующихся общественным и личным транспортом, или на пешеходов. Интенсивное развитие Т в капиталистических странах сопровождается разорением мелких торговых предприятий и высоким уровнем централизации финансового капитала.
В СССР Т делятся на Т, размещаемые в жилой зоне (микрорайонах, жилых районах, межмагистральных территориях, жилых кварталах), основным предприятием которых является универсам, и Т городского значения, основным предприятием которых являются универмаги с крупным отделом продовольственных товаров ("Гастроном"). В состав Т могут входить также отдельные специализированные магазины ("Цветы", "Книги", "Мебель" и др.). Размеры общегородского Т увязываются с типами общегородских универмагов и численностью обслуживаемого населения.
Т - прогрессивная форма организации торговли, обеспечивающая предоставление комплексных услуг по торговле и др. видам обслуживания в одном месте, а также укрупнение и кооперацию предприятий обслуживания населения, что позволяет примерно на 5-10% снизить объем капитальных вложений по сравнению с разрозненным строительством объектов, входящих в состав Т Строительство Т в СССР началось в 1960-х гг. Т широко распространены и в зарубежных социалистических странах: в ГДР - в Берлине ("Ганс Лох"), в Карл-Маркс-Штадте ("Йорк-штрасе"); в ЧССР (в Праге, Братиславе, Пльзене, Брно, Кошице) и т.д. Развитие и размещение торговых и общественных центров в СССР и в др. социалистических странах, как правило, включается в генеральные планы развития городов и рассматривается как одно из основных направлении дальнейшего совершенствования обслуживания населения.
Лит.: С. В., Фельдман И. М., Карташова К. К., Т, М., 1963; Т, М., 1964; Грюн В., Смит Л., Т США, пер. с англ., М., 1966.
В. С. Волков, Н. К. Гулаков, И. Р. Федосеева.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:20:57
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|