Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Торговая прибыль

Торговая прибыль (далее Т) прибыль, получаемая от реализации товаров за счет разницы между покупной и продажной ценами. В условиях простого товарного производства извлечение Т осуществлялось преимущественно на основе неэквивалентного обмена вследствие относительной неразвитости товарного обращения, разобщенности рынков, множественности цен на однородную продукцию и т.п.

  В капиталистическом товарном производстве Т выступает как часть совокупной прибавочной стоимости, создаваемой трудом наемных рабочих в сфере материального производства и присваиваемой капиталистами, функционирующими в торговле. На поверхности явления она представляется результатом реализации товаров по ценам выше стоимости. В действительности сфера обращения может быть самостоятельным источником прибыли лишь в той мере, в какой в ней продолжаются процессы производства. Сам же акт обращения связан не с самовозрастанием, а со сменой форм стоимости. Т является продуктом перераспределения прибавочной стоимости между промышленностью и торговлей капиталистами. Она образуется на основе действия закона средней прибыли. На стадии реализации произведенной продукции торговый капитал включается в процесс межотраслевой конкуренции. Переливы капитала в поисках наиболее выгодных сфер приложения в конечном итоге приводят к формированию 2 центров колебания рыночных цен. Промышленные капиталисты продают товары торговцам по ценам производства ниже стоимости (по ценам производства промышленного капитала), а торговые — реализуют их потребителям по конечным или действительным ценам производства, сумма которых равняется сумме стоимостей (см. Стоимости закон). Таким образом, Т представляет собой разницу между двумя уровнями цен производства и "¼сводится к такой части всей прибавочной стоимости, которая приходится на долю торгового капитала как соответственной части совокупного капитала, занятого в общественном процессе воспроизводства" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 315).

  Специализация торговых капиталистов на обслуживании процесса смены форм стоимости способствует относительному сокращению издержек обращения, а тем самым повышает массу и норму прибыли класса капиталистов в целом. Норма Т под воздействием межотраслевой конкуренции изменяется в соответствии с движением средней нормы прибыли. При капитализме сохраняются условия для увеличения Т путем неэквивалентного обмена. Торговые капиталисты искусственно вздувают цены выше стоимости на товары народного потребления и занижают цены на товары, приобретаемые у мелких товаропроизводителей (см. "Ножницы цен"). При империализме торговые монополии используют монопольные цены для извлечения сверхприбылей. Этим же целям служит инфляция и политика перераспределения доходов в пользу эксплуататорских классов.

  В социалистическом обществе социально-экономическая природа и характер образования Т качественным образом меняются. Социалистические торговые предприятия функционируют в рамках единого народно-хозяйственного плана. Т является частью прибавочного продукта, и ее образование происходит посредством планомерного и сбалансированного отклонения цен от стоимости, осуществляемого социалистического государством. Т используется для дальнейшего развития торговли и формирования фондов материального поощрения.

  Лит.: Маркс К., Капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, гл. 17; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3.

  А. А. Хандруев.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 12:07:05