|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Тициан | Тициан (далее Т) (собственно То Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, — 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Приехал в Венецию в юношеские годы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536—37), Урбино (1542—44), Риме (1545—46) и Аугсбурге (1548 и 1550—51). Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др.), Т воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Его искусство, пронизанное мужественным жизнеутверждением, отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, глубоким раскрытием драматических конфликтов эпохи.
Ранние произведения Т, относящиеся к началу 1510-х гг. ("Христос и грешница", Художественная галерея, Глазго; "Христос и Магдалина", Национальная галерея, Лондон; так называемая "Цыганская мадонна", Художественно-исторический музей, Вена, и др.), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирической созерцательности, тонкий колорит. К середине 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Т вырабатывает самостоятельный стиль. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветленности. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок ("Любовь земная и небесная", около 1515—16, Галерея Боргезе, Рим; "Флора", около 1515, Галерея Уффици, Флоренция; "Динарий кесаря", 1518, Дрезденская картинная галерея). К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм ("Мужской портрет", Национальная галерея, Лондон; "Юноша с перчаткой", около 1520, Лувр, Париж).
Конец 1510-х—1530-е гг. — новый период в творчестве Т, во многом связанный с общественным подъемом в Венеции, превращающейся в 1520—30-е гг. в один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики ("Вознесение Марии", около 1516—18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен ("Празднество Венеры", 1518, Прадо, Мадрид; "Вакх и Ариадна", 1523, Национальная галерея, Лондон; "Положение во гроб", 1520-е гг., Лувр, Париж). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали ("Введение во храм", 1534—1538, Галерея Академии, Венеция; "Мадонна семьи Пезаро", 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция; "Венера Урбинская", 1538, Галерея Уффици, Флоренция).
Конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Т С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т.д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации. С редким искусством Т находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Т находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причем тщательно дифференцировались ведущие и подчиненные краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Т в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчетом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека. Доминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним оттенках тела, фона, предметов обстановки. Среди лучших портретов Т — "Ипполито Медичи" (1532—33), так называемый "Ла белла" (около 1536), "Пьетро Аретино" (1545) — все в Галерее Палатина, Флоренция, "Папа Павел с Алессандро и Оттавио Фарнезе" (1545—46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), "Карл " (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), "Карл в сражении при Мюль Берге" (1548, Прадо, Мадрид) и др.
С середины 16 в. начался поздний период творчества Т В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Т нашел в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Драматическое начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты современной действительности. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т, отличающихся богатством колористического и композиционного решений ("Даная", около 1554, Прадо, Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград; "Венера и Адонис", 1554, Прадо, Мадрид; "Воспитание амура", около 1565, Галерея Боргезе, Рим; "Венера перед зеркалом", 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон; "Похищение Европы", около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др.
Написанные в поздний период творчества картины Т на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни ("Св. Иероним", около 1552, Лувр, Париж; "Положение во гроб", 1559, Прадо, Мадрид; "Кающаяся Мария Магдалина", 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград; "Св. Себастьян", Эрмитаж, Ленинград; "Коронование терновым венцом", Старая пинакотека, Мюнхен; "Оплакивание Христа", 1573—76, Галерея Академии, Венеция, и др.).
Отличительное свойство поздних работ Т — их тончайший красочный Мастер строит колористическую гамму, подчиненную приглушенному тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого. Поздние картины Т переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки. К концу жизни Т выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалевка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Изобретенная Т свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Т тщательно изучали художники различных стран и эпох — Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.
Т выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов.
Лит.: Гурвич Н. А., Т, Л., 1940; То Вечеллио. (Сост. и вступ. ст. Т Фомичевой), М., 1960; Смирнова И. А., Т и венецианский портрет XVI века, М., 1964; Лазарев В. Н., Поздний Т, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 403—445; Waldmann E., Tizian, В., 1922; Gronau G., Tizian, ., 1930; Hetzer ., Tizian. Geschichte seiner Farbe, ./M., (1935); Tietze ., Titian. The paintings and drawings, L., 1950; Pallucchini R., Tiziano, v. 1-2, Bologna, 1953—54 (нов. изд. — Firenze, 1969); Wethey . E., Paintings of Titian, v. 1-2, L., 1969—71; Panofsky E., Problems in Titian, mostly iconographic, L., 1970.
В. Н. Лазарев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 13:23:47
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|