Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Тирсо де Молина

Тирсо де Молина (далее Т)(Tirso de Molina) (псевдоним; настоящие имя и фамилия Габриель Тельес (Téllez) j (1571 или около 1583, Мадрид, — 12.3.1648, Сория), испанский драматург. Учился в университете Алькала-де-Энарес. Занимал высокие посты в монашеском ордене мерсенариев, с 1632 — его историограф. Первая опубликованная книга — "Толедские виллы" (1621) — по жанру близка к пасторальному роману и включает наряду с обрамляющим действием несколько новелл и три пьесы (в том числе "Стыдливый во дворце", написана в 1605—06). Своеобразной "благочестивой" антитезой ей является сборник "Услаждать, принося пользу" (1635). В 1627—1636 Т. де М. выпустил 5 сборников пьес; в предисловии к 3-му указывалось, что им написано 400 пьес (сохранилось около 90). Принадлежность ему ряда пьес остается недоказанной.

  Т. де М. писал пьесы на исторические ("Счастливый жребий дона Альваро и несчастная судьба Руй Лопеса д"Авалоса", 1615—21, изд. 1635; "Мудрость женщины", 1630—33, изд. 1634, и др.), библейские ("Месть Фамари", "Что больше, то и меньше", 1614, изд. 1627, и др.) и агиографические (трилогия о св. Хуане) сюжеты, религиозно-философские драмы (наиболее известная — "Осужденный за недостаток веры", 1614—15, изд. 1634), ауто, а также комедии, в которых характерная для комедий "плаща и шпаги " интрига (классический образец — "Дон Хиль зеленые штаны", 1615, изд. 1635) сочетается с глубоким психологизмом (например, "Ревнивая к себе самой").

  Т. де М. развивал принципы ренессансной драмы Л. Ф. де Вега Карпьо. Вместе с тем в его творчестве, принадлежащем, уже эпохе барокко, отразилось крушение гуманистической веры в человеческую природу, разочарование в любви как возвышенном и облагораживающем душу человека чувстве и чести, понимаемой как безусловное подчинение голосу общественного мнения. В пьесах Т. де М. воплотилось представление о недостоверности, театральности и обманчивости всего сущего. Наблюдая всеобщий социальный разлад и упадок нравов в Испании, в целях утверждения нравственного сознания Т. де М., как и многие его современники, обращался к религии. Наиболее известная его драма — "Севильский озорник, или Каменный гость" (1619— 20, изд. 1630), в основе которой — народное предание о молодом повесе, оскорбившем мертвеца и жестоко поплатившемся за святотатство. Герой пьесы дон Хуан Тенорио открывает галерею образов Дон Жуана в мировой литературе. В интерпретации Т. де М. он — скептик, наделенный разрушительным умом, отрицающий всякую мораль и движимый исключительно эгоистическими побуждениями. В России Т. де М. стал популярным с конца 19 в.

  Соч.: Obras dramáticas completas, t. 1—3, Madrid, 1946-58; Obras, Madrid, (1970) (Biblioteca de autores espanoles, v. 236); в рус. пер. — Комедии, (вступ. ст. В, Сплюнаса), Т.1-2, (М., 1969); Толедские виллы,(предисл. Н. Томашевского, М., 1972).

  Лит.: Кржевский Б. А., Статьи о зарубежной литературе, М.—Л., 1960; Nougué A., L"oevre en prose de Tirso de Molina Toulouse, (1962); Maurel ., L"univers dramatique de Tirso de Molina. ése, (.), 1971.

  С. И. Еремина.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 14:27:43