Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Автоштурман

Автоштурман (далее А) автономное аэронавигационное устройство, автоматически и непрерывно производящее прокладку пути (вычисление текущих координат) летательного аппарата. По выполняемым функциям А разделяют на автоматические указатели текущих координат, необходимые для ориентировки, и программные навигационные автоматы, направляющие полет по заданной траектории или к заданной цели. А (рис.) состоит из датчиков истинной воздушной скорости и курса, датчиков скорости и направления ветра, задатчиков угла карты и координат цели, счетно-решающего устройства, указателей задаваемых и выходных параметров.

  Действие А сводится к непрерывному интегрированию по времени счетно-решающим устройством составляющих путевой скорости летательного аппарата, равных геометрической сумме истинной воздушной скорости и скорости ветра, в результате чего обеспечивается измерение пройденного расстояния на цель (X) и бокового отклонения от заданного маршрута () в условной системе координат OXY, повернутой относительно географической системы координат на угол карты y0. Перед вылетом в А вводятся координаты места вылета — географическая широта j0 и долгота l0. В полете А непрерывно измеряет вектор истинной воздушной скорости и истинный курс y, а скорость ветра и его направление (угол d) определяются периодически и вводятся в А либо вручную, либо автоматически.

  Т. к. принцип действия А основан на косвенном методе измерения, то у него, помимо инструментальных ошибок, существуют также и методические ошибки. Наличие последних обусловливает целесообразность комплектования А с другими бортовыми системами навигации (инерциальной, радиотехнической и др.). В литературе А получил также названия — навигационный автомат воздушного счисления пути и навигационный координатор. Первый А в СССР предложил В. Ю. Поляк в 1930.

  Лит.: Селезнев В. П., Навигационные устройства, М., 1961.

  А Л. Горелик.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 03.11.2024 13:08:36