Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Теодицея

Теодицея (далее Т) (франц. théodicée, от греч. theós - бог и díke - справедливость), "оправдание бога", общее обозначение религиозно-философских доктрин, стремящихся согласовать идею "благого" и "разумного" божественного управления миром с наличием мирового зла, "оправдать" это управление вопреки существованию темных сторон бытия. Термин введен Г. В. Лейбницем в трактате "Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и первопричине зла" (1710).

  Исторические формы Т целесообразно рассматривать в порядке поступательного расширения "божественной ответственности" за мировое бытие. Так, в политеизме, особенно в его первобытно-анимистических формах или в греко-римской мифологии, наличие множества богов ограничивает личную ответственность каждого из них, а их постоянные раздоры отодвигают на задний план мысль об их общей ответственности. Однако и от таких божеств можно требовать того, что требуется от любого старейшины и судьи, то есть справедливого распределения наград и наказаний. Поэтому первая и самая общая форма критики божеств. "управления" миром есть вопрос: почему дурным хорошо, а хорошим дурно. Наиболее примитивная форма Т: в конце концов хорошему будет хорошо, а дурному - дурно. Новый вопрос: когда же наступит это "в конце концов"? Вот добрый умер в безнадежности, а злой - в безнаказанности: где обещанное возмездие? Выводя перспективу возмездия из ограниченных пределов жизни одного человека в бесконечные дали времени, Т относила возмездие не к индивиду, а ко всему роду в целом (что представлялось справедливым с точки зрения патриархальной морали). Однако этот ход мысли перестал удовлетворять, когда идея личной ответственности восторжествовала над безличными родовыми связями: новые формы Т апеллируют уже не к вечности рода, а к вечности индивида в перспективе эсхатологии. Таково учение о перерождениях у орфиков, в брахманизме, буддизме и т. д., предполагающее причинно-следственную связь между заслугами и винами предыдущей жизни и обстоятельствами последующего рождения, и доктрина о возмездии за гробом, характерная для древнеегипетской религии, позднего иудаизма, особенно для христианства и ислама, однако играющая роль и в различных политеистических верованиях, в буддизме махаяны и т. п. У представителей античного идеализма мироправление богов заранее ограничено предвечным началом - косной материей, которая сопротивляется устрояющей силе духа и ответственна за мировое несовершенство. Этот выход, однако, невозможен для библейского теизма с его учением о создании мира из ничего и о безусловной власти бога над своим созданием: если полновластная воля бога предопределяет все события, в том числе и все акты человеческого выбора, то не есть ли всякая вина - вина бога? Концепция предопределения, жестко проведенная у джабаритов в исламе и у Ж. Кальвина в христианстве, не оставляет места для логически построенной Т; последняя развивалась исходя из принципа свободы воли; свобода сотворенных богом личностей ангелов и людей для своей полноты включает возможность морального зла, в свою очередь порождающего зло физическое. Эта аргументация составляет основу христианской Т от новозаветных текстов до религиозной философии 20 в. (например, у Н. А. Бердяева). Менее специфична для теизма эстетико-космологическая Т, утверждающая, что частные недостатки мироздания, запланированные художническим расчетом бога, усиливают совершенство целого. Этот тип Т (или космодицеи - "оправдания мира") встречается уже у Плотина и доведен до предельной систематичности у Лейбница: наилучший из возможных миров есть мир с наибольшим разнообразием ступеней совершенства существ; бог, по "благости" своей желающий наилучшего мира, не желает зла, но допускает его постольку, поскольку без него не может осуществиться желаемое разнообразие. Т была подвергнута критике многими мыслителями нового времени. П. Гольбах опроверг аргументы Т в "Системе природы" (1770). Оценка Лейбницем данного мира как наилучшего была высмеяна Вольтером в романе "Кандид, или Оптимизм" (1759), а растворение мук и вины индивида в гармонии мирового целого отвергнуто Ф. М. Достоевским в "Братьях Карамазовых".

  Последовательно атеистическое мировоззрение отвергает проблему Т, "оправдания бога" как лишенную какого-либо смысла.

  С. С. Аверинцев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 09:01:55