|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Танкер | Танкер (далее Т) (английское tanker, от tank - цистерна, бак, резервуар), наливное судно, судно для транспортировки жидких грузов наливом. Т перевозят сырую нефть и продукты ее переработки, сжиженные газы, пищевые продукты (растительное масло, молоко, патоку, китовый жир, вино и др.), химикалии (кислоты, спирт и др.), расплавленную серу, асфальт, пресную воду и т. п.
Со 2-й половине 19 в. нефть и нефтепродукты начали перевозить наливом в трюмных ящиках (вкладных цистернах) или непосредственно в корпусе (ранее нефть перевозили на судах в бочках). Впервые перевозка наливом была осуществлена в России в 1873 на Каспийском море судовладельцами братьями Артемьевыми на деревянной парусной шхуне "Александр"; позднее строились деревянные и металлические наливные баржи для перевозки нефти по Каспийскому морю и Волге. В 1878 был построен первый русский наливной пароход "Зороастр" грузоподъемностью 250 т с 8 цилиндрическими вкладными цистернами, которые впоследствии были сняты, а нефть наливалась прямо в трюмы. Русский паровой Т "Спаситель" грузоподъемностью 670 т, в основных чертах послуживший прообразом для современного Т, был сооружен в 1882, на 4 года раньше английского парового Т "Глюкауф" дедвейтом около 3000 т почти такой же конструкции. К середине 1974 флот Т составил почти половину объема мирового гражданского флота, всего на это время английским "Регистром судоходства Ллойда" зарегистрировано 7855 Т общей валовой вместимостью около 155 млн. рег. т (учитывая суда вместимостью не менее 100 рег. т). К началу 1975 общий дедвейт строившихся или заказанных 1268 Т дедвейтом не менее 2000 т составил 168 млн. т, почти 82% от объема заказов всего мирового флота.
Т представляет собой однопалубное самоходное судно с машинным отделением, жилыми и служебными помещениями в корме, с продольной (иногда поперечной по бортам) системой набора корпуса судна, обычно без двойного дна в грузовых танках. Грузовые помещения разделены несколькими поперечными и 1-3 продольными переборками (в зависимости от размеров Т) на танки, некоторые из которых служат только для приема водяного балласта. Доступ в танки - через палубные горловины небольшого размера с непроницаемыми крышками. Погрузку Т одним или несколькими сортами груза ведут береговыми средствами, разгрузку - судовыми насосами по проложенным по палубе и в танках трубопроводам. Для подогрева застывающих грузов (парафинистой нефти, мазута, битума и др.) танки оборудуют теплообменниками - змеевиками, по которым пропускают водяной пар. Т снабжают средствами предотвращения пожаров и борьбы с ними (например, установками для заполнения танков инертным газом, объемного и поверхностного тушения с помощью пара, пены, мелкораспыленной воды). С целью улучшения мореходных качеств Т. при ходе без груза предусматривается прием водяного балласта в балластные, а также грузовые танки, которые оборудуют системой мойки горячей водой под давлением и средствами очистки нефтесодержащих вод. Для предотвращения разъедания внутренних поверхностей танков их защищают антикоррозийными покрытиями, танки Т-химовозов иногда изготавливают из коррозийностойких материалов. Т-нефтевозы принадлежат к числу самых больших транспортных судов. В 1975 строились Т дедвейтом около 550 тыс. т, длиной 400 м и шириной 63 м, высота их борта 35 м, осадка 28,5 м, главные двигатели - 2 паровые турбины мощностью по 26 800 квт (32 400 л. с.). Малые и средние Т обычно оборудуются дизельными энергетическими установками, на крупных Т преобладают паротурбинные установки.
Э. Г. Логвинович. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 11:38:15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|