Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Танец

Танец (далее Т) (польский taniec, от нем. Tanz), вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Т возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство Т, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, Т постепенно приобрел самостоятельное значение. У каждого народа сложились танцевальные традиции. На основе народного Т начал создаваться сценический танец. В профессиональном театральном искусстве Т достиг высокого развития и был научно систематизирован. Образовались различные танцевальные системы: европейский классический танец -  основная система современного балета, танцевальные системы стран Азии (например, катхак, катхакали, манипури, тамаша и др.) и Африки. Народные танцы явились также прообразом бального танца. Т как один из видов искусства служит средством идейно-эмоционального воздействия. Совершенство танцевальных образов определяется их содержанием и формой. Основные средства выразительности в Т: гармонические движения и позы, пластика и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространств, рисунок, композиция. Т обогащается и конкретизируется костюмом, театр, реквизитом. В балете Т обогащается драматургией, что придает ему особую силу воздействия. Простейшая форма танцевального движения - темп; па образуют различные танцевальные сочетания. Организация Т во времени подчинена законам определенной музыкальной системы. Измеряется Т теми же длительностями, что и музыка.

  Большое влияние на развитие европейской танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и античности: религиозного празднества в Ассирии и Египте, Т в честь Аполлона, Вакха и др. богов, "пиррические" - военные, атлетические были обязательной частью представлений греческого античного театра. В эпоху эллинизма (4-2 вв. до н. э.) появились танцовщики-пантомимисты. В Древнем Риме (2-1 вв. до н. э.) происходило освоение эллинистического Т, который позднее, во 2-5 вв. н. э., получил развитие в пантомиме. В годы средневековья Т подвергался гонениям со стороны духовенства. В дальнейшем происходила постепенная театрализация танца (жонглеры, шпильманы, скоморохи). В 15-16 вв. исполнялись сюжетные танцевальные сцены - морески, создавались трактаты и учебники Т В начале 17 в. с появлением балетных спектаклей искусство Т обогащалось новой техникой. Французская королевская Академия танца (основана 1661) выработала танцевальную систему, получившую впоследствии название классического танца. В результате реформы музыкального театра (оперная реформа К. Глюка) появилась новая структурная форма балетного спектакля, которая помогла балету выделиться в самостоятельный вид искусства. В эпоху Просвещения углубляется эмоционально-драматическое содержание Т Возникает форма действенного Т - па д"аксьон, получившая развитие в романтическом балете. На протяжении 2-й половины 19 в. разрабатывался новый, виртуозный стиль Т, этому способствовало появление специальной обуви (пуанты), дававшей возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах. В конце 19 в. сценический Т обогатили композиторы-симфонисты П. И. Чайковский, А. К. Глазунов и балетмейстеры М. И. Петипа и Л. И. Иванов (возникли танцевальные лейтмотив, согласованность Т солистов и кордебалета и др.).

  В балетных спектаклях выработалась особая танцевальная форма - характерный танец, который вобрал в себя сценические обработки народных танцев. В дальнейшем интерес к народному Т усиливается, его используют многие русские балетмейстеры - М. М. Фокин, К. Я. Голейзовский, Ф. В. Лопухов н др. В то же время идет процесс создания новых форм и разрушения традиционных структурных канонов сценического Т (па-де-де, па-де-труа, гран па и др.). В конце 19 в. возникло новое направление, условно именуемое Т "модерн" (свободный, пластический или ритмопластический Т), истоками связанный с методом Ф. Дельсарта и системой          Э. Жак-Далькроза. На формирование Т "модерн" оказало также влияние искусство А. Дункан. В 40-60-е гг. в странах Европы и в США наблюдался процесс взаимодействия и взаимообогащения Т "модерн" и классического. Получает развитие и эстрадный танец, отличающийся стремлением исполнителей и постановщиков к виртуозности, лаконизму выразительных средств, остроте исполнения. Особенное распространение танцевальное искусство получило в СССР, где развита сеть самодеятельных художественных коллективов, а также профессиональных ансамблей танца (см. Ансамбли песни и пляски). У народов, не имевших в прошлом развитой танцевальной культуры или утерявших ее (туркмены, казахи, киргизы), созданы свои национальные Т Советские балетмейстеры используют классический Т как наиболее совершенную танцевальную систему. На основе русской балетной школы развивается самобытный балет в национальных республиках. В хореографических училищах СССР принята единая система преподавания. Созданы учебники и пособия по народному, классическому, характерному, бальному Т

  Лит.: Худеков С. Н., История танцев, ч. 1-4, СПБ, 1913-18; Лукиан, О пляске, Собр. соч., т. 2, М.- Л., 1935; Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца, Л.- М., 1939; Ваганова А. Я., Основы классического танца, 3 изд., Л.- М., 1948; Ивановский Н. П., Бальный танец XVI - XIX вв., Л.- М., 1948; Васильева-Рождественская М. В., Историко-бытовой танец, М., 1963; см. также лит. при ст. Балет.

  Е. Я. Суриц.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2024 17:20:49