Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Сюжет

Сюжет (далее С) (от франц. sujet — предмет), 1) в литературе — развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических. К литературе слово "С" впервые применили в 17 в. классицисты П. Корнель и Н. Буало, имея в виду, вслед за Аристотелем, происшествия в жизни легендарных героев древности (например, Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные драматургами позднейших времен. Но Аристотель в "Поэтике" применял для обозначения подобных происшествий древнегреческое слово "миф"(мýthos) в смысле"предание", которое в русском литературоведении переводится обычно неверно латинским словом "фабула". Латинское слово "фабула" (от одного корня с глаголом fabulari — рассказывать, повествовать) употреблялось римскими писателями как обозначение всяких рассказов, в том числе мифов и басен, и получило распространение гораздо раньше, чем французский термин "С". В немецкой классической эстетике (Шеллинг, Гегель) события, изображенные в произведениях, назывались "действованием" (Handlung). Различие в терминах, обозначающих одно явление, сделало их неустойчивыми и неоднозначными.

  В современной советской литературно-критической и школьной практике термины "С" и "фабула" осознаются или как синонимы, или же С называется весь ход событий, а фабулой — основной художественный конфликт, который в них развивается (в обоих случаях термины удваиваются). В литературоведении сталкиваются два других истолкования. В 1920-х гг. представители ОПОЯЗа предложили важное различение двух сторон повествования: развитие самих событий в жизни персонажей, порядок и способ сообщения о них автором-рассказчиком; придавая большое значение тому, как "сделано" произведение, они стали называть С вторую сторону, а первую — фабулой. Эта традиция продолжает сохраняться (см. "Теория литературы..." в трех тт., т. 2, М., 1964). Другая традиция идет от русских критиков-демократов середины 19 в., а также от А. Н. Веселовского и М. Горького; все они С называли развитие действия (Белинский В. Г.: "Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому... важно содержание, а не, "сюжет" — Полное собрание соч., т. 6, 1955, с. 219; Горький М.: "... С... связи, противоречия, симпатии и антипатии и вообще взаимоотношения людей..." — Собрание соч., т. 27, 1953, с. 215). Такая терминология не только более традиционна и привычна, но и более точна этимологически (С, по смыслу слова, — "предмет", то есть то, о чем повествуется, фабула, с той же точки зрения — само повествование о С). Однако сторонникам этой теории важно усвоить теоретическое новаторство "формальной школы" и, называя С основную, предметную сторону повествования или сценического действия, употреблять термин "фабула" для обозначения второй, собственно композиционной стороны (см. Композиция).

  С произведения — одно из важнейших средств воплощения содержания — обобщающей "мысли" писателя, его идейно-эмоционального осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. С во всем его неповторимом своеобразии — это основная сторона формы (и тем самым стиля) произведения в ее соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают в школьной практике. Всю структуру С, его конфликты и развивающее их соотношение повествовательных и диалогических эпизодов необходимо изучать функционально, в его связях с содержанием, в его идейно-эстетическом значении. При этом надо отличать С в его неповторимости от отвлеченных сюжетных, точнее — конфликтных "схем" (А любит Б, но Б любит В, и т. п.), которые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное художественное воплощение.

  На ранних этапах исторического развития эпоса его С строились по временному, хроникальному принципу сочетания эпизодов (волшебные сказки, рыцарские и плутовские романы). Позднее в европейском эпосе возникают концентрические С, основанные на едином конфликте. В концентрическом С эпоса и драматургии конфликт проходит через все произведение и отличается определенностью своей завязки, кульминации и развязки.

  Только на основе анализа С можно функционально анализировать фабулу произведения во всем сложном соотношении ее собственных сторон (см. Фабула).

  2) В изобразительных искусствах — определенное событие, ситуация, изображенные в произведении и часто обозначаемые в его названии. В отличие от темы, С представляет собой конкретное, детальное, образно-повествовательное раскрытие идеи произведения. Особая сложность С характерна для произведения бытового и исторических жанров.

  Лит.: Аристотель. Об искусстве поэзии, М., 1937; Лессинг Г. Э., Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957; Гегель, Эстетика, т. 1, М., 1968: Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954, с. 219; Веселовский А. Н., Поэтика сюжетов, в его кн.: Историческая поэтика, Л., 1940; Шкловский В. Б., О теории прозы, М.— Л., 1925; Медведев П. Н., Формальный метод в литературоведении, Л., 1928: Фрейденберг О. М., Поэтика сюжета и жанра, Л., 1936; Кожинов В. В., С, фабула, композиция, в кн.: Теория литературы..., т. 2, М., 1964; Вопросы кинодраматургии, в. 5 — С в кино, М., 1965; Поспелов Г. Н., Проблемы литературного стиля, М., 1970; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971; Wellek R., Warren A., Theory of literature, 3 ed., . ., 1963.

  Г. Н. Поспелов (С в литературе).


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 14:23:59