|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Суэцкий канал | Суэцкий канал (далее С) судоходный бесшлюзовой морской канал на С.-В. АРЕ, соединяющий Средиземное и Красное моря. С — кратчайший водный путь между портами Атлантического и океанов (на 8—15 тысяч км меньше пути вокруг Африки). Зона С считается условной географической границей между Азией и Африкой. С официально был открыт для судоходства 17 ноября 1869. Длина канала около 161 км, ширина по зеркалу воды 120—150 м, по дну — 45—60 м. Глубина по фарватеру 12,5—13 м. Среднее время, затрачиваемое на проход судов через канал, 11—12 ч. Главные входные порты: Порт-Саид (с Порт-Фуадом) из Средиземного моря и Суэц (с Порт-Тауфиком) из Красного моря.
Трасса С проходит по Суэцкому перешейку в его наиболее пониженной и узкой части, пересекая ряд озер, а также лагуну Мензала. Для снабжения зоны канала речной водой из Нила прорыт так называемый пресноводный канал Исмаилия.
Географическое положение канала в центре международных морских коммуникаций, связывающих нефтедобывающий район Ближнего и Среднего Востока с Западной Европой, обеспечивающих ее связи с Азией, Австралией и Восточной Африкой, обусловило высокую степень загруженности С В 1870 через канал прошло 486 судов (общим тоннажем 0,4 млн. т), в 1913—5,1 тысяч судов (20 млн. т), в 1966—21,25 тысяч судов (274,3 млн. т). Свыше 70% перевозок составляют нефть и нефтепродукты. За эксплуатацию канала АРЕ получила в 1966 95 млн. египетских фунтов. По тоннажу перевозимых грузов С до 1967 стоял на 1-м месте среди всех международных каналов (на него приходилось около 15% мировых океанских перевозок грузов и свыше 20% перевозок нефти и нефтепродуктов).
В Древнем Египте около 2-го тысячелетия до н. э. был сооружен канал, соединявший р. Нил и Красное море (так называемый Канал фараонов). В периоды упадка Древнего Египта канал приходил в запустение. Восстанавливался Птолемеем (3 в. до н. э.) и в римскую эпоху (носил название "Река Траяна").
После завоевания Египта арабами канал был в 642 н. э. вновь восстановлен, но в 776 его засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы Халифата. Планы восстановления канала, разрабатывавшиеся позднее (в 1569 по приказу великого везира Османской империи Мехмеда Соколлу и французами во время египетской экспедиции Бонапарта в 1798—1801), не были осуществлены. В 1854 французский дипломат и предприниматель Ф. Лессепс, пользуясь усилением влияния в Египте, а также личными связями, получил у египетского правителя Саида-паши концессию на строительство С на льготных условиях. Авторами проекта были французские (Линан и Мужель) и итальянские (Негрелли) инженеры. Строительство канала возглавила созданная Лессепсом "Всеобщая компания С", которая юридически считалась египетским предприятием. Египетское правительство приобрело 44% всех акций, 53% было размещено во 3% в других странах. По условиям концессии акционерам причитался 71% прибылей, Египту 15%, основателям компании 10%. Строительство канала было начато 25 апреля 1859 и завершено в 1869 (к открытию канала композитор Дж. Верди по заказу египетского хедива написал оперу "Аида"). Основные работы на С производились силами египетских феллахов, которых набирали принудительно по 60 тыс. чел. в месяц (при населении Египта 4 млн. чел.). Многие из них погибли от непосильного труда и эпидемий. Непомерные расходы на строительство С осложнили экономическое положение Египта. Пользуясь этим, британское правительство в 1875 купило у Исмаила-паши египетскую долю акций С В 1880 египетское правительство оказалось вынужденным продать свое право на 15% прибылей от С французскому банку. Египет был отстранен от управления С и от участия в прибылях. Компания С стала практически англо-французским предприятием. После оккупации в 1882 Египта английскими войсками С стал главной британской военно-стратегической базой на Ближнем Востоке. В 1888 в Стамбуле (Константинополе) была заключена международная конвенция об обеспечении свободы плавания по С, являющаяся и ныне основным международно-правовым документом, регулирующим судоходство по С Во время 1-й (1914—18) и 2-й (1939—45) мировых войн фактически английские власти регулировали судоходство по С С 20-х гг. 20 в. египетский народ вел борьбу против английской оккупации С Согласно англо-египетскому договору 1936, британское правительство обязалось ограничить срок оккупации С 20 годами. Движение за вывод английских войск из долины Нила и зоны С усилилось после 2-й мировой войны. Деятельность иностранных компании С противоречила национальным интересам Египта: в 1955 компания уплатила прибылей акционерам 12,4 млрд. франков, Египту 1,1 млрд. франков. С египетских судов за пользование С взимался такой же сбор, как и с судов иностранных государств; Египет был по существу лишен возможности использовать канал для связи между побережьем Красного моря и севером страны. Компания тормозила модернизацию канала. Получая от эксплуатации С огромные прибыли, она расходовала на работы по его совершенствованию крайне незначительные средства. 26 июля 1956 египетское правительство национализировало компанию С; при этом оно заявило, что будет уважать свободу судоходства по С в соответствии с Константинопольской конвенцией 1888; акционерам национализированной компании будет выплачена компенсация (к началу 1963 выплачено 28,3 млн. египетских фунтов). Правящие круги Великобритании, и США попытались оказать дипломатическое и иное давление на Египет и добиться "интернационализации" канала. Вопрос обсуждался на Лондонской конференции стран — пользователей С и в Совете Безопасности ООН. Совет Безопасности признал суверенитет Египта над каналом. Империалистические державы организовали экономическую блокаду Египта, отозвали с С своих лоцманов, однако прибывшие из СССР, Польши, Югославии и некоторых др. стран лоцманы помогли египетской администрации обеспечить судоходство по С В конце октября 1956 империалисты Великобритании и при участии Израиля прибегли к прямой военной интервенции против Египта. Во время англо-франко-израильской агрессии против Египта 1956 агрессоры повредили С 24 апреля 1957, после завершения работ по очистке С, движение по каналу возобновилось. В результате израильской агрессии 1967 против Египта и некоторых других арабских стран судоходство по С вновь было прервано, так как зона С фактически превратилась в линию фронта, разделяющую египетские и израильские войска, а в ходе октябрьской воины 1973 — в район активных военных действий. Ежегодный ущерб, наносимый бездействием С мировой экономике, исчислялся в 4—5 млрд. долларов. В 1974, после отвода израильских войск из зоны С, Египет приступил к расчистке, восстановлению и реконструкции канала. 5 июня 1975 С был вновь открыт для судоходства.
Лит.: С. Сб. документов, М., 1957; Дементьев И. А., С, М., 1954; Объединенная Арабская Республика, М., 1968, с. 212—19.
И. А. Дементьев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:23:25
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|