Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Сунь Ят-сен

Сунь Ят-сен (далее С) (в китайском литературном произношении — Сунь И-сянь; др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) (12.11.1866, у. Сяншань (ныне Чжуншань), провинция Гуандун, — 12.3.1925, Пекин; похоронен в Нанкине), китайский революционер-демократ. Родился в крестьянской семье. В 1892 окончил медицинский институт в Сянгане (Гонконге). С юношеских лет проникся настроениями, направленными против правившей в Китае маньчжурской династии Цин. В 1894 создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой, предпринявшую 25 октября 1895 антицинское вооруженное выступление, окончившееся неудачей. Вынужденный эмигрировать сначала в Японию, затем в США и страны Западной Европы, С-с. активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1905 в Токио под его руководством была создана всекитайская революционная организация Тунмэнхой. Ее программой стали выработанные С-с. "три народных принципа": национализм (свержение маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации), народовластие (учреждение республики) и народное благосостояние (уравнение прав на землю в духе утопических социалистических идей американского буржуазного экономиста Г. Джорджа). В 1905—11 под руководством Тунмэнхоя в различных провинциях Китая вспыхивали локальные антиманьчжурские вооруженные выступления. Победоносное Учанское восстание 10 октября 1911 провозгласило Китайскую республику и положило начало Синьхайской революции. По возвращении в Китай из эмиграции в конце декабря 1911 С-с. был избран первым временным президентом Китайской республики и с 1 января 1912 приступил в Нанкине к исполнению обязанностей. Под его руководством была выработана демократическая в тех условиях, временная конституция Китайской республики. В. И. Ленин, относившийся с большой симпатией к революционной борьбе китайского народа, дал высокую оценку деятельности С -с., назвав его "... революционным демократом, полным благородства и героизма..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 402), но в то же время указывал и на утопизм его взглядов. С-с. считал возможным избежать развития капитализма в Китае, и в этом В. И. Ленин усматривал сходство его взглядов с воззрениями русских народников. После отречения (12 февраля 1912) маньчжурской династии от престола С-с. вынужден был под давлением внутренней феодальной реакции и империалистических держав сложить президентские полномочия (1 апреля 1912); однако он продолжал бороться за утверждение демократического республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию гоминьдан, созданную вместо Тунмэнхоя. В период военной диктатуры лидера северных милитаристов Юань Ши-кая С-с. создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). Однако до Великой Октябрьской социалистической революции в России С-с. непрерывно терпел поражения в схватках с силами внутренней и внешней реакции.

  Победа Октябрьской революции 1917 в России оказала на С-с. огромное влияние. В 1918 он направил В. И. Ленину и советскому правительству телеграмму, в которой писал о своем глубоком восхищении тяжелой борьбой революционных масс России н выражал надежду на то, что в будущем революционная партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. Дружественная политика страны Советов в отношении Китая, отказ от всех привилегий и прав, полученных в свое время в Китае русским царизмом, активная и бескорыстная помощь выступавшим против китайских милитаристов революционным силам Южного Китая, во главе которых с начала 20-х гг. стоял С-с., произвели на него неизгладимое впечатление. Он характеризовал значение революции в России как рождение "великой надежды человечества". По просьбе С-с. Советское правительство направило в Гуанчжоу, где находилось с 1923 руководимое им революционное правительство Южного Китая, группу военных специалистов — видных полководцев Гражданской войны в России во главе с П. А. Павловым, затем В. К. Блюхером. На пост политического советника С-с. осенью 1923 пригласил опытного русского профессионального революционера большевика М. М. Бородина, при помощи которого была реорганизована партия гоминьдан, ставшая коалицией всех антифеодальных и антиимпериалистических сил. С-с. установил тесную, дружескую переписку с советскими дипломатами, чутко прислушиваясь к советам друзей из СССР.

  Под влиянием идей Октябрьской революции, развития национально-освободительного движения в Китае и деятельности созданной в 1921 компартии Китая с учетом собственного опыта борьбы с китайскими милитаристами С-с. обогатил новым содержанием "три народных принципа"; эти принципы стали программой создания в стране единого антифеодального и антиимпериалистического фронта. Под принципом национализма подразумевалось отныне сплочение всех сил страны на борьбу с империалистическим господством в Китае, уничтожение китайских милитаристских клик, объединение страны, достижение национальной независимости; под народовластием — демократизация государственной и общественной системы, введение конституционного республиканского правления; принцип народного благосостояния в новой трактовке С-с. означал реализацию крестьянских требований "каждому пахарю — свое поле", улучшение жизни рабочих и ограничение монополистического капитала. В 1924 С-с, провозгласил три основные политические установки — нерушимый союз с Советским Союзом, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы. Эти установки становились органической составной частью "трех народных принципов".

  Общественно-политические и экономические взгляды С-с. претерпели серьезную эволюцию на протяжении его жизненного пути. От утопических в конкретно-исторических условиях начала 20 в. надежд на возможность для Китая избежать тех бедствий, которые несет с собой развитие капитализма, С-с. в 1924 пришел к выводу о необходимости активной борьбы за ликвидацию всех видов экономического угнетения, опираясь на рабочих и крестьян своей страны и на помощь Советского Союза. К концу жизни он преодолел распространенные среди китайских буржуазных националистов идеи китайского великодержавного шовинизма, так называемой расовой солидарности стран Азии (паназиатизм), которым прежде отдавал известную дань; все больше он становился горячим поборником союза китайского и др. угнетенных империализмом народов Востока с СССР во имя совместной борьбы с мировым империализмом. Последним документом, подписанным С-с., было обращение к ЦИК СССР, в котором выражалась надежда на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдет рука об руку с Советским Союзом к светлому будущему человечества.

  Соч.: Сунь Чжун-шань сюаньцзи (Избр. произв.), т. 1—2, Пекин, 1956; в рус. пер.— Избр. произв., М., 1964.

  Лит.: Ленин В. И., Демократия и народничество в Китае, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21; его же, Обновленный Китай, там же, т. 22; его же, Борьба партий в Китае, там же, т. 23; Сенин Н. Г., Общественно-политические и философские взгляды Са, М., 1956: Тихвинский С. Л., С. Внешнеполитические воззрения и практика, М., 1964 (библ. с. 340—49); С. 1866—1966. К столетию со дня рождения. Сб. статей, воспоминаний и материалов, М., 1966: С. Библиографич. указатель, (сост. И. К. Глаголева), М., 1966; Крымов А. Г., Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае (1900 — 1917 гг.), М., 1972: Ефимов Г. В., Буржуазная революция в Китае и сунь Ят-сен (1911-1913 гг.), М., 1974; Sun Yat-sen and China, ed. by Paul . Т. Sih, . ., 1974.

  С. Л. Тихвинский.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 08:08:29