Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Судостроение

Судостроение (далее С) отрасль тяжелой промышленности, осуществляющая постройку судов. С как область коллективной деятельности людей зародилась в глубокой древности в связи с возникновением потребности в судах значительных размеров. Развитое С существовало в Древнем Египте, в Финикии, Древнем Китае. В средние века суда в значительных количествах строились в Византии, в государствах Средиземноморья и Северной Европы, в Древней Руси. В 15-16 вв. С начало интенсивно развиваться в Португалии и Испании, позднее - в Англии, Нидерландах, и других странах.

  Приемы постройки судов относительно мало менялись до начала 19 в., когда для изготовления корпусов судов вместо дерева стал применяться металл, а вместо парусов - механические двигатели (паровые машины). Переход к постройке стальных судов и к применению механических двигателей исключил использование ранее накопленного опыта и потребовал создания расчетных методов проверки прочности, ходкости и других качеств создаваемых судов, а также разработки новых технологических процессов. Существенные изменения в технологию постройки стальных судов внесло внедрение в 1-й половине 20 в. электросварки, заменившей применявшуюся до этого клепку корпусных конструкций, а также резкое увеличение размеров судов и появление судов новых типов.

  Судостроительная промышленность включает судостроительные заводы (часто с развитым машиностроением), конструкторские бюро (за рубежом они обычно принадлежат заводам), научные организации, располагающие опытовыми бассейнами, кавитационными трубами и др. оборудованием для проведения исследований в области С В СССР в состав судостроительной промышленности входят также машино- и приборостроительные предприятия.

  Современное судно - одно из наиболее сложных инженерных сооружений. Оно состоит из большого числа компонентов (деталей корпуса, а также единиц энергетического, электронного и др. оборудования). При его постройке используются материалы широкой номенклатуры. К судам часто предъявляются противоречивые требования, из-за чего технические решения, улучшающие одни качества, могут ухудшать другие. Судно эксплуатируется (обычно 20-25 лет) в составе больших транспортных, промысловых или иных систем, особенности которых должны быть учтены при его проектировании. Все это предопределяет сложность, большую трудоемкость и значительную длительность проектных и проектно-технологических работ, в ходе которых получается и фиксируется информация, необходимая для постройки и обеспечения последующей эффективной и безопасной эксплуатации судна. С целью повышения качества этих работ, сокращения их трудоемкости и длительности в ряде стран (в том числе и в СССР) создаются системы автоматизированного выполнения работ с помощью ЭВМ.

  Постройка современного стального судна включает подготовку листового и профильного материала, вырезку деталей корпуса, осуществляемую преимущественно на газорезальных машинах, гибку деталей, сварку отдельных корпусных конструкций, изготовление в цехах предварительной сборки секций и блоков массой до 600 т (на некоторых заводах - свыше 1000 т), монтаж корпуса из секций и блоков, спуск судна на воду, насыщение его оборудованием и отделку судовых помещений, испытания судового оборудования и судна в целом. Корпуса крупных судов собираются из секций и блоков в строительных доках или на наклонных продольных стапелях. Суда малых и средних размеров часто строятся на слипах. На ряде предприятий серийная постройка судов производится поточным методом с передвижкой формируемого из секций и блоков судна с позиции на позицию, на каждой из которых выполняется определенный объем сборочных, монтажных и других работ. С целью ускорения процесса постройки судов значительный объем монтажных работ осуществляется при предварительной сборке путем насыщения секций и блоков механизмами, устройствами и другим комплектирующим оборудованием. При этом широко применяется агрегатирование оборудования, обеспечивающее помимо ускорения монтажа повышение качества в результате проведения сборки и испытаний агрегатов в специализированных цехах, а не на достраиваемом судне.

  Особые технологические процессы применяются при изготовлении отдельных конструкций (например, надстроек) или корпусов целиком из легких сплавов, пластмасс. Из-за широкой номенклатуры используемых при постройке судов материалов и изделий при относительно небольшой потребности во многих из них для С характерна развитая кооперация (в том числе международная) со многими отраслями промышленности, а из-за существенных различий в конструкции и оборудовании судов разных типов - специализация заводов по типам строящихся судов. Мировое С характеризуется высокой концентрацией в небольшом числе стран: около половины валовой вместимости построенных в мире судов в 1965-75 дала Япония, а общая доля 10 стран с наиболее развитым С превышает 80% (по валовой вместимости) мирового объема строительства судов (см. табл.). Во многих странах суда строятся главным образом на экспорт; например, в 1974 в Испании на экспорт построено 70% судов, в ФРГ и Японии - по 65%, в Швеции - 70% (по валовой вместимости всех построенных в этих странах судов). Развитое С, ориентирующееся на экспортные заказы, создается в ряде стран, располагающих избытком дешевой рабочей силы (Бразилия, Греция, Сингапур, Южная Корея).

  Постройка судов в 1970-75 (учтены суда валовой вместимостью более 100 рег. т)

Страна

                                Количество судов

              Валовая вместимость, млн. рег. т

1970

1971

1972

1973

1974

1975

1970

1971

1972

1973

1974

1975

Япония.…………… Швеция…………… ФРГ..………………. Испания…………… Великобритания… …………. Норвегия………….  Нидерланды………. Дания……………… Италия……………..

1037

39

184

130

139

131

115

101

52

48

992

42

178

161

122

70

121

107

56

66

885

42

148

161

130

60

125

112

62

58

1080

39

134

202

119

56

127

123

59

51

1045

40

128

230

116

54

129

27

63

54

930

47

164

210

114

59

138

143

58

41

10,100 1,539 1,317 0,649

1,327 0,859 0,702

0,632 0,518 0,546

11,132 1,863 1,968 0,830

1,233 1,086 0,884

0,572 0,728 0,872

12,857 2,028 1,389 1,083

1,197 1,030 0,825

0,750 0,952 0,902

14,751 2,290 1,926

1,319

1,067 1,170 0,984

0,852 1,004 0,837

16,894 2,181 2,142 1,561

1,198 1,046 0,964

0,942 1,076 0,953

16,991 2,188

2,499

1,593

1,170

1,150

1,052

1,028

0,969

0,792
Всего в
мире


2814


2917


2776


2999


2949


2730


20,980


24,388


26,749


30,409


33,541


34,203

  Транспортное С развито в СССР, ПНР, ГДР, СФРЮ; в капиталистических странах - в Японии, Швеции, ФРГ, Испании, Великобритании. Плавучие средства для освоения океана, например буровые платформы, строятся главным образом в США, Норвегии, Великобритании. По промысловому С среди социалистических стран ведущее место занимают СССР, ПНР, ГДР; среди капиталистических - Япония. Речное С наиболее развито в СССР, ЧССР и ГДР, а в капиталистических странах - в США.

  Боевые корабли и вспомогательные суда ВМФ в капиталистическом мире наиболее интенсивно строятся в США, Великобритании.

  В России С как отрасль промышленности зародилось на рубеже 17 и 18 вв.; сооружались главным образом корабли военные, однако именно на русских верфях были созданы первые: ледокол ("Пайлот", 1864), суда с главными двигателями внутреннего сгорания (речное - "Вандал", 1903; морское - "Дело", 1908).

  В годы Советской власти работа судостроительных заводов была возобновлена после Гражданской войны и преодоления хозяйственной разрухи в середине 20-х гг. В последующее десятилетие была освоена постройка лесовозов, грузо-пассажирских, рефрижераторных и наливных судов, траулеров. Перед 2-й мировой войной 1939-45 в СССР было построено значительное количество торпедных катеров, сторожевых кораблей, тральщиков, крейсеров, подводных лодок; после Великой Отечественной войны 1941-45 - несколько больших (в ряде случаев насчитывающих многие десятки судов) серий танкеров, лесовозов, грузовых судов ледового плавания, средних и больших траулеров, плавучих рыбозаводов. Судостроительными заводами (Балтийский завод и Адмиралтейское объединение в Ленинграде, завод "Красное Сормово" в Горьком, Черноморский завод в Николаеве, Херсонский судостроительный завод и др.) были созданы, а затем впервые строились крупными сериями суда смешанного плавания, сухогрузные суда с большим раскрытием палуб, скоростные речные и морские суда на подводных крыльях и др. На советских заводах построены: первое в мире невоенное судно с энергетической установкой - ледокол "Ленин" (1959); крупнейшее научно-исследовательское судно "Космонавт Юрий Гагарин" (1971), мощнейший ледокол "Арктика" (1974). Ведется постройка контейнерных судов и судов с горизонтальной погрузкой, больших танкеров и навалочников, добывающе-перерабатывающих промысловых судов для ведения промысла на больших глубинах и т. д. Некоторые суда в СССР покупаются зарубежными судоходными компаниями и судовладельцами.

  В. С Дорин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 13:52:31