Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Субъект (философ.)

Субъект (далее С) (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе, от sub - под и jacio - бросаю, кладу основание), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект. Термин "С (философ.)" употреблялся в истории философии в различных смыслах. Например, Аристотель обозначает им и индивидуальное бытие, и материю - неоформленную субстанцию; средневековая схоластика понимает под С (философ.) нечто реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует для нее лишь в интеллекте). Современная трактовка понятия С (философ.) берет начало от Р. Декарта, у которого резкое противопоставление С (философ.) и объекта выступило исходным пунктом анализа познания и, в частности, обоснования знания с точки зрения его достоверности; истолкование С (философ.) как активного начала в познавательном процессе открыло путь к исследованию условий и форм этого процесса, его субъективных предпосылок. Следующий важный шаг на этом пути был сделан И. Кантом, который раскрыл некоторые существенные законы внутренней организации С (философ.), делающие возможным достижение всеобщего и необходимого знания (учение о категориях как формах регуляции мышления и о категориальном синтезе, представление С (философ.) как родового, то есть вмещающего в себя весь исторический опыт познания). В идеалистической форме тезис о социально-исторической природе С (философ.) познания был развит Г. Гегелем, для которого познание есть надындивидуальный процесс, развертывающийся на основе тождества С (философ.) (под которым понимается абсолютный дух) и объекта. Домарксистский материализм толковал С (философ.) в духе психологизма - как изолированного индивида, познавательные способности которого имеют биологическую природу и который лишь пассивно отображает внешнюю действительность. Диалектический материализм радикально расширяет понимание С (философ.), непосредственно связывая его с категорией практики. Поэтому здесь С (философ.) выступает как С (философ.) предметно-практической деятельности, а не одного лишь познания. Это по-новому объясняет и социально-историческую природу С (философ.): с точки зрения марксизма, индивид выступает как С (философ.) с присущим ему самосознанием постольку, поскольку он в определенной мере овладел созданным человечеством миром культуры - орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, логическими категориями, нормами эстетических и нравственных оценок и т. д. Активная деятельность С (философ.) является условием, благодаря которому тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный С (философ.) в формах его деятельности. Подобная трактовка С (философ.) предполагает, что он не есть некий законченный объект, а выступает как С (философ.) постоянного творческого преобразования окружающей действительности. Материалистическое раскрытие творческой природы С (философ.) позволило марксизму показать, что подлинным С (философ.) истории являются народные массы как основная сила, творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие в целом.

 

  Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Лекторский В. А., Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии, М., 1965; Копнин П. В., Гносеологические и логические основы науки, М., 1974.

  В. А. Лекторский.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 10:34:23