Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Субъективный метод

Субъективный метод (далее С) в социологии, идеалистическое истолкование исторического познания, в основе которого лежит положение о детерминации исторического знания нравственным идеалом исследователя. Основоположники С — народники П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский; вслед за ними идеи социологического субъективизма развивали Н. И. Кареев, С. Н. Кривенко, В. Чернов. Общественная наука, согласно представителям С, не может претендовать на объективную истину; она — результат субъективной группировки значимых для мыслителя фактов с точки зрения определенного нравственного идеала. С связан с отрицанием способности науки дать объективное основание ценностным установкам исследователя. Поэтому, согласно представителям С, говорить о достоверности социального знания можно лишь в смысле соответствия или несоответствия уровню "современной науки и современных нравственных идей" (Михайловский). Основная теоретическая задача заключалась в выработке специфической модели исторического познания, отличной от методов естественной наук. Однако выдвижение в качестве основной детерминанты исторического процесса необусловленности выбора, "свободы воли" индивида по существу означало переход на позиции субъективного идеализма и волюнтаризма. "... В применении к социологии, — писал В. И. Ленин, — эти идеи не могли дать ничего, кроме утопии или пустой морали..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 440). Исходя из признания объективных закономерностей, не зависящих от воли и нравственных установок исследователя, марксизм противопоставляет С принципы конкретно-исторического рассмотрения общественных явлений с позиций определенного класса, то есть историзм и партийность социально-исторического знания.

  Лит.: Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избранные философские произведения, т. 1, М., 1956; Казаков А. П., Теория прогресса в русской социологии конца XIX века (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, М. М. Ковалевский), Л., 1969: Пантин И. К., Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке, М., 1973; Малинин В. А., Философия революционного народничества, М., 1972.

  И. К. Пантин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.11.2024 06:12:20