Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Студенчество

Студенчество (далее С) учащиеся высших учебных заведений. Термин "С" обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т. д.; определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.

  С как особая группа возникло в Европе в 12 в. одновременно с первыми университетами. Средневековое С было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль С в жизни общества возрастает. С является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда др. социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 — начале 20 вв. С отличалось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни. В. И. Ленин в 1903 писал, что С "является самой отзывчивой частью интеллигенции, а интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе. С не было бы тем, что оно есть, если бы его политическая группировка не соответствовала политической группировке во всем обществе, — "соответствовала" не в смысле полной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе и численности, а в смысле необходимой и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в обществе" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 343).

  Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе С Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодежных возрастных группах. С 1950 по 1966 численность студентов высшей школы увеличилась в мире в 3,2 раза. В 1913 число студентов на 10 тыс. населения составляло в Европе от 7 до 11, в 1934 — от 11 до 30 чел. Эта пропорция составляла в США в 1971/72 учебном году 273, в СССР (1973/74) — 186, во (1970/71) — 132, в Италии (1972/73) — 118, в Великобритании (1971/72) — 94, в ФРГ (1971/72) — 66. Быстро растет число студентов в развивающихся странах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация С, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает С более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре С, в частности увеличивается количество женщин.

  Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, С связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у С известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют др. социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организации.

  Однако, несмотря на эти общие черты, С социально неоднородно и нет никаких оснований считать его общественным классом, как это предлагают некоторые западные социологи (например, И. Л. Горовиц и У. Фридленд, США). С не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение С и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.

  В капиталистических странах, несмотря на значительный рост численности С, высшее образование остается классовым. Растущая стоимость высшего образования, инфляция, недостаточность числа и размеров стипендий, неподготовленность высших учебных заведений к наплыву студентов и т. д. особенно тяжело сказываются на представителях беднейших слоев общества. Численность детей рабочих и особенно крестьян в вузах значительно меньше, чем выходцев из средних слоев; они также чаще отсеиваются. Во многих странах, в том числе развивающихся, содержание образования не соответствует запросам жизни, архаичная система высшего образования (в частности, односторонний крен в сторону гуманитарных дисциплин) не обеспечивает подготовки специалистов того профиля, который требуется народному хозяйству. В др. странах (например, в США) перенасыщение рынка рабочей силы вызывает высокую безработицу среди квалифицированных кадров. Это сказывается на положении и настроениях С, побуждает его к протесту (см. Студенческое движение).

  В социалистических странах С представляет передовой отряд молодежи. Если численность населения СССР в 1922—72 выросла на 55%, то число студентов вузов увеличилось в 21 раз. В 1940/41 учебном году в СССР было 812 тыс. студентов, в 1973/74 — 4621 тыс.; выпуск специалистов возрос соответственно со 126,1 тыс. в 1940 до 692,3 тыс. в 1973. Важным завоеванием является увеличение числа женщин в составе С (с 28% в 1927/28 до 50% в 1973/74). Систематически увеличивается стипендиальный фонд и принимаются другие меры для повышения материальной обеспеченности С Подготовительные курсы, рабфаки и сами правила приема направлены на то, чтобы облегчить поступление в вузы представителей рабоче-крестьянской молодежи и обеспечить равенство социальных возможностей всех классов и социальных групп. Высокая социальная активность С выражается в том, что, помимо овладения научными знаниями, С активно участвует в трудовой и общественно-политической жизни страны (летний трудовой семестр, комсомольская работа и т. д.). Коммунистическая партия и Советское государство уделяют большое внимание совершенствованию системы образования и идейно-политическому воспитанию С, его вовлечению в самостоятельную научную работу, расширению культурного кругозора.

  Лит.: Рубин Б. Г., Колесников Ю. С, Студент глазами социолога, Ростов н/Д., 1968; Кон И. О., С на Западе как социальная группа, "Вопросы философии", 1971, № 9; Молодежь и образование, М., 1972; Турченко В. Н., Научно-техническая революция и революция в образовании, М., 1973; Иконникова С Н., Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ, Л., 1974; Лясовский В. Т., Дмитриев А. В., Личность студента, Л., 1974; Parsons Т., Platt G. М., The American university, 2 ed., Camb. (Mass.), 1974. см. также лит. при ст. Молодежь.

  И. С Кон.

  С в СССР. Советское С под руководством партийных и комсомольских организации участвует в хозяйственной, социально-политической, научной, культурной и спортивной жизни страны, а также в международном студенческом движении. Деятельность С в СССР неразрывно связана с интересами советского народа. В 20-е гг., следуя указанию В. И. Ленина о необходимости "... довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 года дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие разрушения этого господства..." (Полн. собр. соч., т. 38, 5 изд., с. 116), С способствовало "пролетаризации" высшей школы. Студенты-коммунисты участвовали в создании рабочих факультетов. К 30-м гг. изменился социальный состав студентов, среди них выросло число комсомольцев (см. Высшее образование).

  В годы довоенных пятилеток (1929—40) советское С помогало осуществлению социалистических преобразований: индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, культурной революции (введение всеобщего семилетнего образования, ликвидация неграмотности и др.). Тысячи студентов оказывали помощь предприятиям и стройкам, колхозам и совхозам. Комсомольские организации вузов основное внимание обращали на совершенствование учебного процесса и политического воспитания, соединение теоретического обучения с производственной практикой, развитие научно-исследовательской работы. В 30-е гг. советские студенты создавали хозрасчетные студенческие "бригады реального проектирования", научные кружки при кафедрах; в 40-е гг. научные кружки, бригады и др. были объединены в научные студенческие общества и студенческие конструкторские бюро (см. Студенческие научные общества в СССР).

  В годы Великой Отечественной войны 1941—45 240 тысяч студентов стали воинами Советской Армии. Более 1000 воспитанников МГУ в июне 1941 ушли на фронт добровольцами. В 460 вузах страны студенты учились под девизом: "Все для фронта, все для победы!". 150 тысяч из них совмещали учебу с работой на производстве. В 1941 в Москве была создана студенческая секция Антифашистского комитета советской молодежи (с 1956 Студенческий совет СССР). После окончания войны 30 тысяч фронтовиков поступили в вузы. Они оказывали существенное влияние на студенческую молодежь своей принципиальностью, политической активностью и трудолюбием.

  В конце 50-х гг. зародились студенческие строительные отряды, участники которых во время летних каникул работают на промышленных и с.-х. объектах страны, прокладывают линии электропередач, и шоссейные дороги, строят жилые дома, школы, больницы и клубы. Студенты работают летом в торговле, в сфере обслуживания, на транспорте. В 1974 в таких отрядах было более 600 тысяч студентов. Совместный труд с рабочими и колхозниками стал школой общественно-политической и трудовой закалки будущих специалистов.

  В 60—70-е гг. советские студенты участвовали в создании школ молодого лектора, факультетов общественных профессий, организации всесоюзных студенческих агитпоходов и всесоюзных конкурсов студенческих работ по общественным наукам, истории ВЛКСМ и международному молодежному движению. 19—20 октября 1971 в Москве состоялся Всесоюзный слет студентов. В 1972—74 в 5-м всесоюзном конкурсе, посвященном 50-летию со дня присвоения комсомолу имени В. И. Ленина, участвовало более 1.5 млн. студентов (в первом конкурсе 1966/67 учебном году — 86 тысяч). С 1973 проходит всесоюзная олимпиада "Студент и научно-технический прогресс". Развивается научно-исследовательская деятельность студентов. В 1971—74 они получили свыше 5300 авторских свидетельств и патентов, участвовали в выполнении более 70 тыс. работ, внедренных в производство.

  Студенты участвуют в создании общественных подготовительных курсов для поступающих в вузы. Они являются членами групп народного контроля и др. Представители студенческих организаций входят в Совет по высшей школе при министерстве Высшего образования СССР, в советы ректоров учебных заведений, в состав научных, технических, культурных, спортивных и др. общественных организаций, которые занимаются вопросами учебы, быта, труда и отдыха молодежи вузов. В СССР выходит общественно-политический и литературно-художественный журнал "Студенческий меридиан". Советские студенты имеют свое спортивное общество "Буревестник".

  В жизни советских студентов большую роль играют комсомольские организации. В 1974 они охватывали более 95% студентов вузов (в 1928 — 19,2%, в 1935 — 32,5%).

  Советские студенты на протяжении всей истории Советского государства участвовали в международном движении прогрессивного С Они входили в Коммунистический интернационал молодежи в 1919—43, боролись за создание антифашистского фронта молодежи в годы 2-й мировой войны 1939—45. Студенческий совет СССР сотрудничает со студенческими организациями более 100 стран. Представители советского С участвуют в работе Международного союза студентов, в мероприятиях, проводимых совместно со Всемирной федерацией демократической молодежи (ежегодно отмечается Международный день студентов, организуются Всемирные фестивали молодежи и студентов и др.). Советские студенты — участники всемирных летних и зимних универсиад, студенческих лагерей и др.

  За отличную учебу, активную общественную деятельность, самоотверженный труд в 1970—74 более 4 тыс. студентов награждено орденами и медалями СССР. Свыше тысячи студентов — депутаты Верховных Советов союзных республик и местных Советов депутатов трудящихся.

  Лит: Комсомол и высшая школа. Сб. документов и материалов, М., 1968: Комсомол в вузе, М., 1973; Всесоюзный слет студентов, Москва, 1971. Документы и материалы, М., 1972; Студенты-наследники революции. Встреча студентов социалистических стран, М., 1975.

  В. И. Барсуков, В. М. Орел.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 02:47:28