|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Стриндберг Юхан Август | Стриндберг (далее С) (Strindberg) Юхан Август (22.1.1849, Стокгольм, — 14.5.1912, там же), шведский писатель. Сын негоцианта (по происхождению аристократа) и служанки. В 1867—72 (с перерывами) учился в Уисальском университете. В кандидатской диссертации "Хаконярл, или Идеализм и реализм" (1871), цикле "Перспективы" (1872) и др. под влиянием Г. Брандеса С. выдвинул идею о необходимости для искусства следовать "правде действительности". Духом героических саг и шекспировских хроник проникнута историческая драма о Реформации в Швеции "Местер Улуф" (1-я редакция 1872, сценическая редакция 1874, стихотворная редакция 1877). В романе "Красная комната" (1879), содержащем универсальную критику буржуазного общества и ставшем классическим произведением швед. критического реализма, отразились социалистические симпатии автора. Повесть-памфлет "Новое царство"(1882) — острая сатира на буржуазную цивилизацию.
В 1883—98 С., преследуемый реакционными кругами Швеции, скитался по Европе. В "Рассказах о браке" (1884—86) он обличал основы буржуазного брака. В сборнике новелл "Утопии в действительности" (1885) отразились идеи Ж. Ж. Руссо, А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье и особенно романа Н. Г. Чернышевского "Что делать?". В творчестве С. конца 80-х гг. заметно сильное влияние искусства натурализма и импрессионизма, хотя он полностью не принял их эстетику. В статье "Натуралистическая драма", предпосланной пьесе "Фрекен Юлия" (1888), С., выступив за театральную реформу, обосновал принципы философской драмы. Лучшие "натуралистические" пьесы С. "Отец" (1887), "Фрекен Юлия", "Товарищи" (1888) и "Кредиторы" (1889) написаны в жанре социально-психологической драмы.
Отдав дань модернистским увлечениям, С. в то же время выступил с критикой буржуазной действительности, продолжал борьбу за реализм.
В романе "Жители острова Хемсе" (1887) С. показал разрушение патриархального быта под напором буржуазной цивилизации. В автобиографическом романе "Сын служанки" (1886—87) он воссоздал картину современной общественной и литературной жизни. В 1888 С. обратился к учению Ф. Нищие (роман "Исповедь безумца", 1888), однако, героизируя ученых-индивидуалистов (повесть "Чандала", 1889; роман "На шхерах", 1890), С. в конечном счете развенчивал "сверхчеловеческое" как аморальное и преступное. Автобиографическим книгам "Ад" (1897) и "Легенды" (1898) присущи элементы мистицизма.
В конце 19 — начале 20 вв. им были созданы "лирические", или "камерные", драмы — трилогия "Путь в Дамаск" (1898—1904), "Пляска смерти" (1901), "Игра грез" (1902), "Соната призраков" (1907). Мечта С. об экспериментальной сцене была реализована в 1907 открытием в Стокгольме Интимного театра (до 1910), где ставились его пьесы. Построенные на современном материале, они отразили остроту социальных отношений. Важное место в творчестве С. занимают исторические драмы, в которых он утверждал идеи народоправия: "Густав Васа" (1899), "Эрик XIV" (1899), "Энгельбрект" (1901), "Карл XII" (1901), "Кристина" (1903). Проза 1900-х гг. пронизана страстным обличением социальных пороков, поисками общественных идеалов: романы "Одинокий" (1903), "Готические комнаты" (1904), "Черные знамена" (1905). Его публицистика ("Открытые письма Интимному театру", 1909, 3-томная "Синяя книга", 1907—08, "Речи к шведской нации", 1910, и др.) характеризуется вниманием к современным событиям, к вопросам освободительного и рабочего движения.
В начале 20 в. С. наряду с Г. Ибсеном был "властителем дум" европейской интеллигенции, в том числе русских писателей. Влияние творчества С., прошедшего в своем развитии основные этапы европейского искусства рубежа 19 и 20 вв. и ставшего, т. о., как бы символом современной литературы, сказалось в драматургии М. Метерлинка, Л. Пиранделло, эстетике и творчестве И. Бергмана, П. Лагерквиста, Ю. О"Нила, Ж. Ануя, Ж. П. Сартра. К сюжетам С. обращались Б. Брехт, Ф. Дюрренматт.
Соч.: Samlade skrifter, bd 1—55, Stockh., 1912—20; Brev, bd 1—12, Stockh., 1948—70; в рус. пер. — Полн. собр. соч., т. 1—12, М., 1908—11; {Статьи), в кн.: Хрестоматия по истории зап. театра на рубеже XIX—XX вв., М. — Л., 1939.
Лит.: Брандес Г., Август С, Собр. соч., т. 2, СПБ, (б. г.); Луначарский А. В., Великомученик индивидуализма (А. С), в его кн.: Мещанство и индивидуализм, М. — П., 1923; Блок А., (Статьи о Се), Собр. соч., т. 9, М. — Л., 1936; Горький М., Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 49, 468; т. 28, М., 1954 с. 77—79; т. 29, М., 1955, с. 245; Манн Т., Август С, Собр. соч., т. 10, М., 1961; История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970; Шарыпкин Д. М., Русская литература в скандинавских странах, Л., 1975; Berendsohn ., Strindbergs-problem, Stockh., 1946; Brandell G., Strindbergs infernokris, Stockh., 1950; Hagsten A., Den unge Strindberg, v. 1—2, Lund, 1951: Ollen G., Strindberg"s dramatik, Stockh., 1961; Lamm M., August Strindberg, Stockh.. 1963; Karnell . A., Strindbergsiexikon, Stockh., (1969).
В. П. Неустроев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 13:18:33
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|