Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Стилизация (в лит-ре и искусстве)

Стилизация (далее С) (франц. stylisation, от style — стиль) в литературе и искусстве, целенаправленное воспроизведение чужого стиля как определенной эстетической и идеологической позиции в новом художественном контексте. Применительно к С (в лит-ре и искусстве) в литературе сов. исследователь М. М. Бахтин писал, что "...стилизатору важна совокупность приемов чужой речи именно как выражение особой точки зрения" ("Проблемы поэтики Достоевского", 3 изд., 1972, с. 324). Содержательность С (в лит-ре и искусстве) зависит от функции, в которой чужой стиль используется в произведении. С (в лит-ре и искусстве) может служить одним из средств для изображения атмосферы и психологии какой-либо эпохи прошлого (исторический роман), воспроизведения "местного колорита" или выражения народного сознания (фольклорная С (в лит-ре и искусстве) у романтиков, в сказках А. С (в лит-ре и искусстве) Пушкина) и т.д. Объектом С (в лит-ре и искусстве) оказываются обычно стилевые системы, удаленные во времени и в пространстве, притом не столько индивидуальные стили, сколько обобщенно воспринимаемые стили целых эпох и национальных культур. Нужно отличать С (в лит-ре и искусстве) от подражания, традиционализма, восприятия наследия как всеобщей нормы, которые возникают в те периоды развития искусства, когда оно испытывает потребность в авторитетной системе ранее выработанных эстетических и идеологических оценок (например, классицизм). Широкое распространение С (в лит-ре и искусстве) совпадает с возникновением историзма (в предромантической и романтической эстетике). В кризисные эпохи С (в лит-ре и искусстве) бывает связана с бегством от современности или от собственной сложности (например, обращение к "наивным" внеэстетическим формам восприятия мира — примитивизм). Литературная С (в лит-ре и искусстве) родственна таким явлениям, как сказ (имитация речевой манеры персонажа) и пародия (ироническое переосмысление чужого стиля).

  С (в лит-ре и искусстве) как намеренное использование в новых целях стилистических особенностей искусства какой-либо исторической эпохи или народного творчества возникает в пластических искусствах, музыке, театре, кино вместе со стремлением освоить и поставить себе на службу элементы более или менее отдаленных культур. С (в лит-ре и искусстве) часто была способом ухода в вымышленный, идеализированный мир прошлого или признаком неудовлетворенности обычным, общепринятым, недовольства традиционными идеологическими и художественными нормами. С (в лит-ре и искусстве) бывает связана со свободным истолкованием содержания и стиля искусства, послужившего прототипом: таковы, например, С (в лит-ре и искусстве) древнерусской архитектуры в предреволюционных постройках А. В. Щусева и В. А. Покровского, С (в лит-ре и искусстве) изысканного искусства 17—18 вв. в живописи и графике А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, С (в лит-ре и искусстве) Ю. Судейкина, в балете "Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина либо, напротив, обращение к "грубому", "варварскому" началу, к фольклорной стихии в картинах М. Ф. Ларионова, "Скифской сюите" С (в лит-ре и искусстве) С (в лит-ре и искусстве) Прокофьева, балете "Петрушка" И. Ф. Стравинского. Иногда обращение к прошлому оказывается органичным обновлением образной системы ("Классическая симфония" С (в лит-ре и искусстве) С (в лит-ре и искусстве) Прокофьева, "Одиссей и Навзикая" В. А. Серова); во многих случаях С (в лит-ре и искусстве) является важным приемом книжной графики, театрально-декорационного искусства, мультипликационного кино и т.д., помогающим воссоздать атмосферу др. стран и эпох, фольклора разных народов. Декоративно-прикладное искусство часто обращается к С (в лит-ре и искусстве) старинных или экзотических образцов мебели, фарфора.

  Особую роль сыграла С (в лит-ре и искусстве) в театральной режиссуре начала 20 в.: она часто использовалась здесь как средство преодолеть бесстильность и обыденность буржуазного театра, приобщиться к яркому стилевому единству и органической "театральности" народного и старинного театра (балаган и комедия дель арте с их импровизационностью, староиспанский и шекспировский театр и др.). Это приводило, однако, к эстетизации приема, к созданию статичных масок и утрате жизненной основы стилизуемых театральных систем и побудило режиссеров (В. Э. Мейерхольд в России, Ж. Коно, Ш. Дюллен во к преодолению прямой С (в лит-ре и искусстве) и к поискам путей жизненно полнокровного творческого освоения наследия.

  Лит.: Эйхенбаум Б., Литература, Л., 1927; Долинин К. А., Принципы стилизации в творчестве Анатоля Франса, "Ученые записки ЛГПИ им. Герцена", 1958, т. 127; Троицкий В. Ю., С, в сб.: Слово и образ, М., 1964; Мейерхольд В. Э., О театре, в его кн.: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, 1891—1917, М., 1968.

  С (в лит-ре и искусстве) М. Александров (литература), Т. М. Родина (театр), А. М. Кантор.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.04.2024 13:32:40