Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Стендаль Анри Мари

Стендаль (далее С) (Stendhal) (псевдоним; настоящее имя и фамилия Анри Мари Бейль (Beyle)) (23.1.1783, Гренобль, — 23.3.1842, Париж), французский писатель. Сын адвоката; воспитывался в семье деда, гуманиста и республиканца. В 1799 поступил на службу в военное министерство. Участвовал в итальянском походе Наполеона (1800). Выйдя в отставку, занялся самообразованием, посещал театры и литературные кружки. Затем вернулся в армию и в качестве интенданта наполеоновских войск (1806—14) исколесил почти всю Европу, был свидетелем Бородинского сражения и бегства французов из России. После падения Наполеона (1814) уехал в Италию, где поддерживал связи с вождями карбонариев, сблизился с итальянскими романтиками, подружился с Дж. Байроном. С 1821 жил в Париже, сотрудничал во французской и английской оппозиционной прессе. В 1830 стал французским консулом в Триесте, затем в Чивитавеккьи, где провел последнее десятилетие своей жизни.

  Первые произведения С. были посвящены музыке, которую он называл своей "самой сильной" страстью. В работах "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио" (1817), "Жизнь Россини" (1824) эстетические вкусы и симпатии С. выражены вполне определенно: он больше всего тяготел к итальянской опере (Д. Чимароза, Дж. Россини) с ее мелодическим пением, искусством бельканто, к классическому симфонизму И. Гайдна и В. А. Моцарта.

  В книге "История живописи в Италии" (т. 1—2) и "Рим, Неаполь и Флоренция" (обе 1817) идеалистическая эстетика критикуется с позиций культурно-исторического метода, развивается взгляд на искусство как на средство отображения и познания действительности. В дальнейшем С. не раз выступал в роли блестящего популяризатора искусства ("Прогулки по Риму", 1829, и др.). В 1822 С. опубликовал трактат "О любви" — опыт конкретного психологического анализа, обогащенного личными переживаниями и наблюдениями.

  Свидетельством активного участия С. в спорах о романтических и классических направлениях в литературе служат две версии памфлета "Расин и Шекспир" (1823 и 1825), в которых он, противопоставляя глубокое и страстное искусство У. Шекспира обветшалым догмам эпигонов классицизма, требует отказа от пресловутых "трех единств", создания новой драматургии, современной по духу. Защищая романтизм, С. в то же время отвергает установки консервативных романтиков с их бегством от действительности и идеализацией средневековья, мишурной экзотикой и, по сути дела, закладывает основы реалистического направления в литературе. Историзм в подходе к событиям, правдивая обрисовка положений и характеров, глубокий анализ тончайших переживаний человека, сатирическое изображение мирка светской черни — все эти черты реалистического метода С. наметились уже в его первом, еще не свободном от некоторого схематизма романе "Арманс" (т. 1—3, 1827). В новелле "Ванина Ванини" (1829) сочувственно обрисован итальянский патриот-карбонарий.

  Роман "Красное и черное" (1831) носит подзаголовок "Хроника XIX века": в нем С. рисует широкую картину французского общества накануне Июльской революции 1830, обличая стяжательство буржуазии, мракобесие церковников, судорожные попытки аристократии сохранить свои сословные привилегии. Но главное в романе — это описание драматического единоборства юного Жюльена Сореля с самим собой: природная честность, врожденное великодушие и благородство, возвышающие этого сына простого плотника над толпой окружающих его толстосумов, ханжей и титулованных ничтожеств, вступают в противоречие с его честолюбивыми помыслами, с попытками пробиться наверх любой ценой. Этот разлад между жаждой власти и отвращением к низменной погоне за ней приводит героя к гибели.

  Еще большей социальной остроты и обличительного пафоса С. достигает в неоконченном романе "Люсьен Левен" (1834—1836, опубликован 1929), где будни Июльской монархии, пришедшей на смену Реставрации, предстают в виде трагикомического фарса. Пользуясь приемами гротеска, С. обнажает отвратительную сущность государственного аппарата Луи Филиппа, в котором царят подкуп, клевета, шантаж; показывает армию, выродившуюся в банду карателей, расправляющуюся с восставшими рабочими; обличает приспособленчество части французской интеллигенции.

  В поисках цельных характеров, пламенных страстей и героических деяний, которым, по убеждению С., не было места в современной ему писатель обращается к старинным хроникам и эпизодам национально-освободительной борьбы итальянского народа против австрийских поработителей. Толчком для создания романа "Пармская обитель" (1839) послужило как изучение хроник семейства Фарнезе, так и восстание, на самом деле происшедшее в герцогстве Моденском и спровоцированное самим герцогом. Перенеся место действия в Парму, С. превращает изображение нравов этого крохотного полицейского государства в символическую картину всей Европы периода реакции после Наполеоновских войн. В романе с огромной силой звучит тема свободолюбия, тема борьбы гордых и самоотверженных патриотов за освобождение и воссоединение Италии.

  Из тех же источников С. черпал сюжеты для "Итальянских хроник" (создавались на протяжении 30-х гг.; отдельно изданы 1855), изображая в них незаурядные характеры эпохи Возрождения, моменты смертельной вражды, взрывы стихийных чувств, столь далекие от подернутых паутиной благонадежности и лицемерия нравов французской аристократии и буржуазии середины 19 в. Сатирическому показу этих измельчавших, погрязших в обыденности людишек посвящены "Записки туриста" (т. 1—2, 1838).

  С. оставил немало произведений, опубликованных уже посмертно. К ним относятся автобиографические повести "Жизнь Анри Брюлара" (1835, изд. 1890) и "Воспоминания эготиста" (1832, изд. 1892), полные метких бытовых зарисовок и тонких психологических наблюдений, неоконченный роман "Ламьель" (1839—42, изд. 1889, полностью 1928) и "Чрезмерная благосклонность губительна" (1839, изд. 1912—13), композиционно примыкающие к циклу "Итальянских хроник", а также дневники и обширная переписка.

  Творчеству С. свойственно органическое сочетание трезвости взгляда и воодушевляющей романтики, элементов критики и психологической глубины. Вся его литературная деятельность была подчинена стремлению отразить драматизм жизни, создать пластически-объемные, полнокровные образы, в которых запечатлены мысли и страсти породившей их эпохи.

  Заслуживший при жизни признание немногих (П. Мериме, О. Бальзак, И. В. Гете), С. был заново "открыт" во 2-й половине 19 в. С тех пор не прекращается публикация его рукописей, посвященных ему монографий и периодических изданий; ни одно поколение французских писателей не проходит мимо его творческого наследия. В 1933 в Гренобле, в квартире, где родился Анри Бейль, был создан Музей Стендаля. Поставлено несколько фильмов-экранизаций произведений С., в том числе "Ванина Ванини" (1922), "Пармская обитель" (1948), "Красное и черное" (1954).

  В России сочинения С. стали известны уже в 30-е гг. 19 в.; ими восхищались А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой.

  Соч.: (CEuvres completes), etabl. du texte et pref. par . Martineau, (v. 1—79), ., 1927—37; в рус. пер.— Собр. соч., под ред. А. А. Смирнова и Б. Г. Ревазова, т. 1—15, Л. — М.,(1933)—1950; Собр. соч. в 15 тт. (Общая ред. и вступ. ст. Б. Г. Реизова), т. 1—15, М., 1959.

  Лит.: Луначарский А, В., С, Собр. соч., т..), М., 1965; Реизов Б. Г., С. Годы ученья, Л., 1968; его же, С. Философия истории. Политика. Эстетика, Л., 1974; Горький М., (Преднел.), в кн.: Виноградов А. К., Избр. произв., т. 1, Три цвета времени, М., 1960; Виноградов А. К., С и его время, 2 изд., М., 1960; Эренбург И., Уроки Стендаля, в его кн.: Французские тетради, М., 1958; Фрид Я., С. Очерк жизни и творчества, 2 изд., М., 1967; Прево Ж., С, М.—Л., 1960; ThibaudetA., Stendhal, ., 1931; Martineau Н., Petit dictionnaire stend-halien, ., 1948; "Europe", 1972, № 519—521 (номер посвящен Стендалю).

  Ю. Н. Стефанов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2024 15:43:39