Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Статистика торговли

Статистика торговли (далее С) отрасль экономической статистики, изучающая количеств, закономерности массовых явлений в области товарного обращения, которые характеризуют продвижение товаров народного потребления из сферы производства в сферу потребления.

  В дореволюционной России С по существу не было. Статистические наблюдение и публикация ограничивались в основном данными биржевых оборотов и внешней торговли. Не было и прямых статистических данных о внутренней торговле (о торговой сети, кадрах, оптовом, розничном товарообороте и т.п.).

  В СССР товарное обращение средств производства изучает статистика материально-технического снабжения и сбыта. Статистика заготовок характеризует движение части с.-х. продуктов в сфере обращения.

  Основные источники С - отчетность государственных и кооперативных торговых организаций и предприятий, а также единовременные обследования и переписи, посвященные главным образом характеристике качественного состояния материальной базы торговли и эффективности новых форм обслуживания покупателей.

  Центральный раздел С - статистика товарооборота. Статистика оптового товарооборота изучает обеспечение розничной торговли товарами народного потребления, контролирует выполнение планов использования товарных ресурсов по важнейшим товарам народного потребления (в этих целях разрабатываются балансы распределения товарных ресурсов), осуществляет контроль поставок товаров по рыночному фонду торгующим организациям, а также отгрузок товаров из районов производства в районы потребления. Составляется также сводный отчетный баланс товарного обеспечения розничного товарооборота. Статистика розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли изучает заключительный этап товарного обращения, т. е. продажу товаров населению. Ведет учет выполнения государственного плана розничного товарооборота, изучает объем и динамику продажи отдельных товаров. Является важным источником изучения роста потребления и благосостояния трудящихся. По СССР, союзным республикам и областям систематически исчисляются индексы розничного товарооборота в фактических  и неизменных ценах  как в целом, так и в расчете на душу населения. Наряду с этим С изучает обороты колхозной торговли на основе систематического наблюдения колхозных рынков в более чем 250 городах и рабочих поселках.

  Тесно связана со статистикой товарооборота статистика товарных запасов, определяющая их объем и состав в товаро-проводящей сети. Ее основные показатели: обеспеченность товарооборота товарными запасами в днях (отношение объема запасов на определенное число к однодневному товарообороту), скорость товарооборота (отношение товарооборота за некоторый период к среднему товарному запасу за этот же период) и продолжительность одного оборота в днях (отношение среднего товарного запаса к однодневному товарообороту). Статистика товарных запасов является важным источником изучения степени удовлетворения спроса населения на отдельные товары и соответствия предлагаемых товаров спросу.

  Важный раздел С - статистика государственных розничных цен, характеризующая их динамику при помощи индекса цен. Изучает средние цены товаров, их структуру и динамику. Особо исчисляются индексы цен колхозной торговли - на основе массовой регистрации цен с.-х. товаров на 25-е число каждого месяца. Индексы цен определяются по формуле агрегатного индекса с весами текущего периода

  .

  Статистика издержек обращения и рентабельности торговых организаций дает сведения об общей сумме издержек обращения в оптовой и розничной торговле, общественном питании и на складах долгосрочного хранения овощей, картофеля и фруктов. На основе единой номенклатуры статей изучается состав издержек обращения по видам расходов. Сравнивая издержки обращения с товарооборотом, определяют относительный уровень издержек обращения (отношение их суммы к товарообороту) - основной показатель для изучения динамики издержек обращения и сравнения их уровня по отдельным торговым организациям. Статистический анализ направлен на выявление основных факторов, определяющих динамику издержек обращения, и на поиски резервов снижения их относительного уровня, что является главной предпосылкой повышения рентабельности в торговле (последняя определяется как отношение чистой прибыли к товарообороту).

  Статистика материальной базы торговли изучает динамику, состав, размещение и техническое оснащение оптовой и розничной торговой сети и сети общественного питания. Один из ее качественных показателей - обеспеченность населения розничной торговой сетью, исчисляемый как отношение мощности предприятий (торговая площадь, число мест) на 10 тыс. человек населения. С изучает также труд в торговле: численность и состав работников торговли, производительность и оплату их труда.

  Система показателей и методы сов. С получили широкое применение в ряде социалистических стран. Постоянной комиссией СЭВ по статистике приняты согласованные основные показатели и унифицирована методология статистики розничного товарооборота (товарная классификация, методы группировок, методология расчета индексов и пр.).

  В капиталистических странах основными источниками С являются переписи (цензы) оптовой и розничной торговли, характеризующие торговую сеть, товарооборот, товарные запасы и торговый персонал. Текущая (конъюнктурная) статистика представлена индексами оптового и розничного товарооборота, товарных запасов и цен, исчисляемыми главным образом на основе выборочных наблюдений.

  Лит.: Ряузов Н. Н., Тительбаум Н. П., С, 5 изд., М., 1968.

  Н. Н. Ряузов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 12:17:49