Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

СССР. Общественные науки

Общественные науки (далее С)

  Философия

  Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных народов СССР наряду с самобытным языческим элементом все возрастающую роль играли мировые религии, к которым приобщались отдельные народности. В Грузии и Армении на протяжении раннего средневековья сохранялись традиции античной философии, в частности аристотелизм и неоплатонизм (Петр Ивер, Давид Анахт, Иоанэ Петрици). В Закавказье и Средней Азии в период вхождения их в состав ираноязычных государств получили широкое распространение зороастризм и еретические движения, возникавшие в результате перекрещивания различных религиозно-философских идей (манихейство, маздакизм). С утверждением ислама в Средней Азии и в части Закавказья сложились благоприятные условия для распространения греческой философии. Наряду с религиозно-философскими течениями (мусульманская схоластика — "калам", "мутазилиты" и др.) приобрел большое влияние т. н. восточный аристотелизм. Крупнейшими мыслителями народов Средней Азии, Закавказья, Ближнего и Среднего Востока в этот период были Фараби, Кинди, Ибн Сина, Бахманяр, Омар Хайям. С конца 10 — начала 11 вв. важнейшим направлением мусульманской религиозно-философской мысли становится суфизм.

  В религиозно-философской мысли средневековой Руси господствовал теизм в духе восточной патристики (Иларион, Владимир Мономах, Никифор, Нестор, Климент Смолятич, Кирилл Туровский, Киприан, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Максим Грек, Вассиан Патрикеев, Артемий Троицкий, Зиновий Отенский, Ермолай Еразм, Филофей, А. Курбский и др.). В еретических движениях на Руси конца 15 — середины 16 вв. (см. Ереси в России) появились антитринитарные и др. рационалистические идеи (Федор Курицын, Матвей Башкин, Феодосий Косой и др.).

  С 13 по 16 в. усилиями Ливонского и Тевтонского орденов на территориях современных Латвии и Эстонии утверждалась немецкая культура, религия и философия католицизма. В 16 в. в Прибалтике развертывалось реформационное и контрреформационное движение. С 1579 действовала Вильнюсская академия, преобразованная затем в университет, где преобладала схоластическая философия. Реформационное движение затронуло также входившие в Литву украинские и белорусские земли (Ф. Скорина, Симон Будный и др.).

  В 17 в. установились тесные связи между русскими, украинскими и белорусскими мыслителями (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Епифаний Славинецкий), усилились тенденции к отделению философии от богословия, схоластическая философия начала преподаваться в Славяно-греко-латинской академии (открыта в 1687 в Москве), в умственном движении в России участвовали философски образованные выходцы из других стран (братья И. и С. Лихуды, Ю. Крижанич, А. Белобоцкий). С 1632 на Украине действовала Киево-Могилянская коллегия (с 1701 — академия), где в схоластические философские курсы стали проникать идеи философии нового времени (И. Кононович-Горбатский, И. Гизель, И. Кроковский, Л. Баранович, Стефан Яворский). Аналогичные процессы начались в 17 в. в Вильнюсском университете. Реформы Петра сопровождались критикой средневековой схоластики, высвобождением философской мысли из-под опеки богословия, расширением связей с западноевропейской философией (Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, Д. Е. Тверитинов). Во 2-й половине 18 в. протекала деятельность выдающегося украинского философа Г. Сковороды. После длительного упадка, в 17—18 вв. начался культурный подъем и развитие философской мысли в Грузии и Армении, где происходила борьба светского и религиозного миросозерцания, росли культурные и философские связи с Россией и со странами Западной Европы (С. С. Орбелиани, А. И. Багратиони, С. Джугаеци, Степанос Львовский и др.).

  Символом утверждения в России опытного естествознания и материалистической философии стала деятельность М. В. Ломоносова. Высшее достижение русской философской мысли 2-й половины 18 в.— революционно-просветительская и материалистическая по преимуществу философия А. Н. Радищева. Гуманистическими и революционно-просветительскими мотивами пронизано также мировоззрение декабристов, в социально-политических и философско-исторических взглядах которых просветительство переплеталось с идеями романтизма; наряду с материалистами (И. Д. Якушкин, А. П. Барятинский, Н. А. Крюков и др.) среди декабристов были и идеалисты (М. С. Лунин, П. С. Бобрищев-Пушкин, Е. П. Оболенский, В. К. Кюхельбекер и др.).

  В университетской философии 18—19 вв. были представлены по существу все основные направления новой и новейшей идеалистической философии (Д. С. Аничков, А. М. Брянцев, П. Д. Лодий, А. И. Галич, И. И. Давыдов, Д. М. Велланский, М. Г. Павлов, М. И. Владиславлев, М. М. Троицкий, Н. Я. Грот, А. А. Козлов, Л. М. Лопатин, Г. И. Челпанов, С. Н. Трубецкой, Е. А. Бобров, Н. Н. Ланге, Г. Е. Струве, Г. Тейхмюллер и др.). Уже в начале 19 в. появилась тенденция к созданию синкретических концепций, включающих в себя достижения различных философских школ. Крупными центрами религиозно-философской мысли в 18—19 вв. оставались духовные учебные заведения, число которых росло, хотя удельный вес в идейно-философской жизни общества падал.

  Реакцией на "европеизацию" России явились различные консервативно-романтические философско-исторические учения (М. М. Щербатов, Н. М. Карамзин, славянофилы и др.). В 30—60-е гг. 19 в. созрел дворянско-буржуазный либерализм со своими  философско-историческими и гносеологическими принципами — от гегельянской метафизики и дуализма до позитивизма (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. Н. Кудрявцев). Такие консервативно-романтические в целом концепции, как почвенничество (А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, Ф. М. Достоевский), учение Л. Н. Толстого, содержали элементы гуманизма. Утопическую попытку "универсального синтеза" философии, теологии и опытной науки предпринял крупнейший русский идеалист 19 в. Вл. Соловьев.

  На почве феодально-клерикальной идеологии во 2-й половине 19 — начале 20 вв. получили распространение националистические идеи (панславизм, панисламизм, пантюркизм).

  Философское обоснование российского либерализма в начале 20 в. осуществлялось в русле как рационалистическо-идеалистической, преимущественно неокантианской метафизики (П. Б. Струве) или религиозно-философской мысли (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков), так и позитивизма (П. Н. Милюков и др.).

  Антиметафизические, антинатурфилософские взгляды, распространявшиеся в русской науке еще в 30—50-х гг. 19 в., привели в пореформенный период к оформлению широкого течения естественнонаучного материализма (И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, И. И. Мечников, Д. И. и др.). Союзниками философов-материалистов выступали многие естествоиспытатели, придерживавшиеся материалистически толкуемого позитивизма. Естественнонаучный (чаще механистический, иногда вульгарный) материализм в переплетении с позитивистскими идеями получил распространение у многих народов (Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Литва, Эстония).

  Медленно и противоречиво, но неуклонно протекал процесс сближения и взаимопроникновения философских культур народов, входивших в состав России. Этот процесс стал особенно интенсивным в 19 в., когда получили сравнительно широкое распространение прогрессивные просветительские, революционно-демократические идеи, а с 80-х гг. 19 в. марксизм, под знаменем которого сплачивались передовые силы рабочего класса народов России.

  Конец 30-х — 60-е гг. 19 в.— время оформления и расцвета просветительско-материалистической философской мысли в ее классическом виде (кружки Н. В. Станкевича — М. А. Бакунина — В. Г. Белинского и А. И. Герцена — Н. П. Огарева, развивавшиеся от идеализма и романтически окрашенного просветительства к материализму, демократизму и утопическому социализму), деятельности петрашевцев (М. В. Петрашевский, Н. А. Спешнев и др.), мощного развития  революционно-демократической, социалистической и материалистической мысли в России 60-х гг. (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, а также Д. И. Писарев, М. А. Антонович, Н. В. Шелгунов и др.). В 70-х гг. получили распространение философские и социологические концепции народничества (П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев). Значительное влияние на духовную жизнь своих народов оказали идеи революционных народников Украины, Молдавии, Литвы, Грузии и других регионов. Просветительские, революционно-демократические и утопическо-социалистические идеи представлены в общественной и философской мысли всех народов России 19 — начала 20 вв. (Т. Г. Шевченко, К. С. З. Сераковский, П. Д. Баллод, И. Г. Чавчавадзе, Н. Я. Николадзе, Х. Абовян, М. Л. Налбандян, М. Ф. Ахундов, Абай Кунанбаев, С. Айни, Г. Тукай, М. Гафури, К. Хетагуров и др.). Для некоторых регионов характерно переплетение просветит. идеологии с романтизмом, игравшим особую роль в тех частях страны (Царство Польское, Литва), где было сильным национально-освободительное движение, участники которого часто противопоставляли феодальному и национальному гнету идеализированное прошлое своих народов. Ряд революционных демократов конца 19 — начала 20 вв. развивался уже под определенным влиянием марксизма (П. А. Грабовский, С. А. Подолинский, И. Я. Франке, Леся Украинка, М.М. Коцюбинский), а некоторые из них перешли на позиции марксизма (Н. Нариманов и др.).

  Переход Г. В. Плеханова от народничества к марксизму, развернутая им и его сторонниками пропаганда марксизма, материалистического понимания истории, критика концепций народничества и философского ревизионизма оказали большое влияние на последующее развитие философской и  общественной мысли народов России.

  Высшей ступени в своем развитии марксизм и марксистская философия достигли в дооктябрьский период в произведениях В. И. Ленина. Его общетеоретические работы "Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?", "Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве", "Развитие капитализма в России", "Что делать?", "Две тактики социал-демократии в демократической революции", "Империализм, как высшая стадия капитализма", "Государство и революция" и др. развивали и обогащали идеи К. Маркса и Ф. Энгельса по диалектическому и историческому материализму. Главные философские труды Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" и "Философские тетради" составили основу ленинского этапа марксистской философии. Важную роль в борьбе против буржуазной философии, реформистских и ревизионистских концепций, в утверждении во всероссийском рабочем движении идей диалектического и исторического материализма сыграли соратники и ученики Ленина: В. В. Адоратский, П. А. Джапаридзе, И. Ф. Дубровинский, В. В. Боровский, М. С. Ольминский, Я. М. Свердлов, И. В. Сталин, П. И. Стучка, С. Г. Шаумян и др. Ленинское философское наследие дооктябрьского периода стало важнейшей предпосылкой для развития марксистско-ленинской философии в советскую эпоху.

  В. Е. Евграфов, В. Ф. Пустарнаков.

  Советская философская наука — составная часть интернациональной марксистско-ленинской философии, исходит из принципов диалектического и исторического материализма, являющегося на учебно-мировоззренческой, философской основой международного коммунистического движения. Благодаря трудам Ленина и продолжателей его дела, марксистская философия в современную эпоху выступает как методология научного мышления и революционные действия КПСС и других коммунистических партий, как идейно-теоретическая основа деятельности многих миллионов советских людей, научно-философский фундамент их мировоззрения. Марксистско-ленинская философия, как и другие составные части марксизма — политическая экономия, научный коммунизм, — является научной основой политики КПСС и Советского государства; руководствуясь диалектико-материалистическим мировоззрением и методом, они вырабатывают свою внутреннюю и внешнюю политику, определяют и осуществляют программу развития социалистического общества, формируют у трудящихся научное коммунистическое мировоззрение, ведут борьбу с буржуазной идеологией.

  В качестве господствующего в Советской стране марксистско-ленинское мировоззрение утверждается в процессе строительства социализма в 20-х — 1-й половине 30-х гг. и в ходе борьбы против буржуазной идеологии, оппортунистических, антиленинских течений, идеализма в философии. В первые годы Советской власти еще продолжали существовать философские идеалистические направления (Научно-философское общество при Петроградском университете, Академия духовной культуры в Москве, журналы "Вопросы философии и психологии" (1889—1918), "Мысль" (1922, № 1—3), "Русская мысль" (1880—1918) и др.).

  В развитии философской науки в СССР выделяются 3 периода, в общем соответствующих основным периодам истории советского общества, — переходному периоду от капитализма к социализму (1917 — середина 30-х гг.), периоду упрочения и дальнейшего развития социалистического общества (с середины 30-х гг. до конца 50-х гг.), периоду развитого социалистического общества (с 60-х гг.).

  Главной задачей марксистско-ленинской философии после победы Октябрьской революции стала разработка актуальных проблем построения социалистического общества, теоретический анализ закономерностей общественного развития, мирового революционного процесса. Марксизм-ленинизм из преследуемого и гонимого до революции научно-философского мировоззрения партии рабочего класса становился господствующим мировоззрением, идейно оплодотворял развитие  общественной мысли, науки и культуры в Советской стране, получил более широкие возможности интернационального влияния на международное рабочее движение, передовую науку и культуру. Особенно большое идейно-политическое и научно-философское значение имели работы Ленина "Очередные задачи советской власти", "О государстве", "Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата", "Пролетарская революция и ренегат Каутский", "Детская болезнь “левизны” в коммунизме", "Еще раз о профсоюзах...", "О нашей революции", "Великий почин", "Задачи союзов молодежи" и др. В статье "О значении воинствующего материализма", воспринятой как философское завещание Ленина, определялись программа, основные источники и направления развития марксистской философской науки: диалектико-материалистический анализ сущности, противоречий и закономерностей развития новой эпохи; осмысление на основе материалистической диалектики процессов новейшей истории, международного опыта революционной борьбы и строительства социализма; философское обобщение достижений естествознания и общественных наук, установление союза марксистской философии и естествознания; подытоживание процесса истории познания, продолжение передовых традиций философской и общественной мысли.

  В центре всех направлений научно-философская деятельности Ленина, Коммунистической партии, советской науки стояли пропаганда воинствующего материализма, критика философского идеализма, реакционной идеологии, разработка и применение материалистической диалектики как науки, логики и теории познания, метода революционного мышления и революционного действия. Развитие философской науки способствовало дальнейшей разработке и . реализации ленинской программы построения социализма под руководством Коммунистической партии, в тесной связи с идейно-теоретической деятельностью марксистских партий нового типа в международном масштабе.

  В переходный период от капитализма к социализму в СССР марксистско-ленинская философия утвердилась как самостоятельная отрасль науки, формировались коммунистически убежденные, марксистски подготовленные философские кадры, создавались научные журналы и издательские центры, устанавливались прочные связи между философами-коммунистами и учеными-некоммунистами. Если к началу 20-х гг. еще не было систематизированного изложения диалектико-материалистической философии, то во 2-й половине 20-х и 1-й половине 30-х гг. была создана научная и учебно-пропагандистская литература по диалектическому и  историческому материализму, истории философии, развертывались марксистские исследования в различных отраслях философского знания.

  В центре идейно-теоретической борьбы между ленинизмом и буржуазными, каутскианско-меньшевистскими, анархо-синдикалистскими, троцкистскими, правооппортунистическими и "левосектантскими" концепциями стоял вопрос о построении социализма в СССР, его путях и методах, о путях развития международного  коммунистического движения. Ленин и его соратники обогатили марксистскую мысль научным познанием диалектически взаимосвязанных процессов современности: закономерностей перехода от капитализма к социализму, становления и развития социалистического общества, обострения кризиса капиталистической системы и идейно-политической борьбы на мировой арене, развертывания мирового революционного процесса, новых открытий в науке. После смерти Ленина в работах Сталина и др. руководящих деятелей партии (М. И. С. М. Кирова, В. В. Куйбышева, М. В. Фрунзе и др.), видных советских философов и обществоведов (Адоратского, В. А. Быстрянского, А. В. Луначарского, В. И. Невского, И. И. Скворцова-Степанова, Стучки, Е. М. Ярославского и др.) раскрывалось диалектическое единство объективных процессов и субъективного фактора в современную эпоху, показывалась возрастающая роль рабочего класса, трудящихся в революционном преобразовании общества, в творческом созидании социализма, в осуществлении социалистической революции в области идеологии и культуры, подвергались критике антиленинские концепции буржуазных идеологов и социал-реформистов, оппортунистов в области философии и социально-политической мысли.

  Важнейшей предпосылкой постулат. развития марксистской философской мысли в СССР явились исследование, освоение и дальнейшая разработка теоретического наследия Маркса, Энгельса, Ленина. В области философии и  общественной мысли успешно преодолевались характерное для большинства лидеров 2-го Интернационала пренебрежение к философской стороне марксизма, попытки "соединения" его с философскими концепциями махизма и других форм позитивизма, неокантианства и т. п. Институт К. Маркса и Ф. Энгельса и Институт Ленина (впоследствии объединенные в ИМЭЛ при ЦК КПСС) провели огромную работу по сбору, исследованию и публикации литературного наследия Маркса, Энгельса, Ленина: были найдены и впервые изданы многие работы основоположников марксизма, в том числе "К критике гегелевской философии права", "Экономическо-философские рукописи 1844 г." Маркса, "Немецкая идеология" Маркса и Энгельса, "Диалектика природы" Энгельса, разысканы и исследованы "Философские тетради" (опубл. в 1929—30) и многие другие работы Ленина. В ходе идейно-политической борьбы против врагов революционной теории и политики партии укрепилось понимание ленинизма как интернационального учения, высшей ступени в развитии марксизма и его философии. На основе работ Ленина "О значении воинствующего материализма" и "Философские тетради" развернулась борьба за материалистическую диалектику против механицизма, подменявшего диалектику механистической теорией равновесия, которая служила методологической базой правого оппортунизма (Н. И. Бухарин) и зачастую сводила философию к совокупности механистических выводов из естествознания. Осуществлялось исследование философского наследия, особенно источников марксизма, в том числе диалектики Гегеля в целях ее материалистической переработки, был создан ряд ценных работ по истории философии (В. Ф. Асмус, А. М. Деборин, М. А. Дынник, И. К. Луппол, А. О. Маковельский, М. В. Е. П. Ситковский, О. В. Трахтенберг и др.).

  В связи с публикацией "Философских тетрадей" Ленина разрабатывались вопросы диалектики как логики и теории познания марксизма (ленинской теории отражения, роли практики в познании), соотношения диалектики и формальной логики, методологии "Капитала" и др. произведений классиков марксизма. Началось изучение философских вопросов, выдвинутых новейшей революцией в области естествознания. Виднейшие советские ученые-естествоиспытатели (Н. И. Вавилов, В. И. Вернадский, А. Ф. Иоффе, В. Л. Комаров, Н. С. Курнаков, И. В. Мичурин, О. Ю. Шмидт и др.), овладевая идеями и методом диалектического материализма, применяли его в научных исследованиях.

  Важным событием идейно-философской жизни явилась философская дискуссия 1929—31, итоги которой были подведены в постановлении ЦК ВКП(б) (январь 1931) "О журнале “Под знаменем марксизма”", где отмечалось, что, несмотря на ряд достижений, работа журнала (его редактором тогда был Деборин) была оторвана от задач социалистического строительства, недооценивался ленинский этап как новая ступень в развитии философии марксизма, допускалось сближение гегелевской диалектики с марксистской диалектикой; в постановлении указывалось, что по ряду вопросов редакция журнала скатывалась на позиции меньшевиствующего идеализма. Философские дискуссии и особенно постановление ЦК ВКП(б) сыграли большую роль в более последовательном проведении принципа партийности в философии, в раскрытии сущности ленинского этапа в развитии марксистской философии и его международного значения.

  В 1-й половине 30-х гг. марксистская литература пополнилась рядом работ и учебных пособий по диалектическому и историческому материализму (Адоратский, Г. М. Гак, Ф. А. Горохов, А. А. Максимов, М. Б. Митин, И. П. Разумовский и др.), трудом Тодора Павлова (работавшего в СССР) "Теория отражения", книгами, направленными против фашистской идеологии, буржуазной философии, социал-реформизма и ревизионизма (М. А. Аржанов, С. Я. Вольфсон, М. Фурщик и др.). Эти работы способствовали упрочению материалистической диалектики в качестве методологии научных исследований, усилению воинствующего диалектического материализма в борьбе против философского идеализма, оппортунизма, механистических и идеалистических шатаний.

  В годы, когда завершалось строительство социализма в Советской стране и его завоевания защищались от империалистической реакции, фашистской агрессии, партия в идейно-теоретической области направляла усилия на внедрение идей марксизма-ленинизма в сознание широких слоев трудящихся, воспитание кадров на основе усвоения марксистско-ленинской теории, на борьбу с буржуазной идеологией, особенно с идеологией фашизма. Советские философы активно пропагандировали теорию исторического материализма, марксистско-ленинское учение о двух фазах коммунизма, разрабатывали проблемы становления социалистического базиса и надстройки, действия движущих сил социалистического общества, диалектики производит. сил и производств. отношений, преобразования социальной структуры и политической организации общества, социалистической культурной революции и т. д. (Г. Е. Глезерман, М. Д. Каммари, Ф. В. Константинов, А. Ф. Шишкин, П. Ф. Юдин и др.). Были изданы труды, учебные пособия и популярные книги по проблемам материалистической диалектики, теории отражения (М. А. Леонов, М. М. Розенталь, Ф. И. Хасхачих и др.). В содружестве с учеными-естествоиспытателями (физиками, математиками, физиологами и др.) философы теоретически обобщали достижения естествознания, разрабатывали вопросы диалектики природы (С. И. Вавилов, Б. М. Кедров, И. В. Кузнецов, Г. И. Наан, М. Э. Омельяновский и др.), философские проблемы психологии (П. К. Анохин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.).

  Активно продолжались исследования по истории философии, разрабатывалось и популяризировалось марксистско-ленинское философское наследие. Широко пропагандировались работы Ленина, раскрывалось во всех областях общественных наук значение ленинизма как новой ступени в развитии марксизма (А. А. Жданов, Сталин, М. А. Суслов и другие деятели партии, философы Митин, П. Н. Федосеев, Б. А. Чагин, Юдин и др.).

  Исследовались прогрессивные философские традиции народов СССР и зарубежных стран, что имело особенно важное значение для воспитания трудящихся в духе патриотизма и интернационализма, в идейной борьбе против фашизма и идеологов империалистической реакции. Советскими философами было раскрыто значение трудов передовых русских мыслителей 18—19 вв., влияние их демократических, материалистических и диалектических традиций на передовую общественную мысль, науку и культуру; развернута работа по изданию их трудов, выработаны принципиальные методологические установки анализа истории философии в России (Г. С. Васецкий, В. Е. Евграфов, М. Т. Иовчук, В. С. Кружков, А. Н. Маслин, З. В. Смирнова, В. И. Степанов, И. Я. Щипанов и др.). В работах А. М. Богоутдинова, П. И. Валескална, Г. Н. Гусейнова, Г. Г. Габриэляна, И. Н. Лущицкого, И. М. Муминова, И. Д. Назаренко, М. И. Новикова, Ш. И. Нуцубидзе, Д. Ф. Острянина, В. К. Чалояна и др. советских философов исследовалось идейно-философское значение работ мыслителей народов СССР.

  Продолжалось изучение истории материализма и диалектики в домарксистской философии (Г. Ф. Александров, Асмус, К. С. Бакрадзе, Б. Э. Быховский, Маковельский, Ситковский, Ю. П. Францев и др.), что позволило перейти к качественно новому уровню исследований — рассмотрению историко-философского процесса в целом. Первым обширным опытом такого рода была незавершенная "История философии" (т. 1—3, 1940—1943); несмотря на ряд недостатков, это был в своей основе ценный марксистский труд. Существенным событием в философской жизни страны была проведенная в 1947 дискуссия по книге Александрова "История западноевропейской философии" (недостатки и ошибки которой были подвергнуты критике), превратившаяся в обсуждение состояния советской философской науки и ее задач.

  С конца 30-х до начала 50-х гг. философская деятельность в СССР испытывала влияние положений работы Сталина "О диалектическом и историческом материализме" (глава учебника "История ВКП(б). Краткий курс", 1938). Эта работа, сжато излагавшая принципы и законы диалектического и исторического материализма и страдавшая в ряде случаев односторонностью и схематизмом, все же способствовала в то время популяризации основ марксистской философии. Для изучения и пропаганды марксистской философии, произведений Маркса, Энгельса, Ленина были созданы научно-популярные труды и учебные пособия по диалектическому и  историческому материализму. Была проделана большая работа по научно-атеистическому воспитанию, созданы ценные труды по истории и теории атеизма (Ярославский, Федосеев, Францев и др.). Однако в эти годы в теоретической и пропагандистской работе по философии имели место известные недостатки, связанные с культом личности Сталина (элементы догматизма, цитатничества, схематизма и т. п.). По инициативе и под руководством ЦК КПСС культ личности Сталина и связанные с ним отрицательные явления были подвергнуты критике и преодолены. В 50-х гг. философская работа значительно активизировалась, развернулись исследования кардинальных проблем диалектического и исторического материализма, истории философии, философских проблем естествознания (совместно с учеными-естествоиспытателями).

  Полная и окончательная победа социализма в СССР, образование и укрепление мировой системы социализма, крупные достижения науки и развертывание научно-технической революции выдвинули перед марксистской философией ряд новых проблем, активизировали научно-философскую деятельность в СССР. Период развитого социализма характеризуется дальнейшим прогрессом советской философской науки. Возросло число научных работников в области философии, социологии, психологии, научного коммунизма, выросла их квалификация, расширилась проблематика и повысился уровень философских и социологических исследований. Огромное значение для подъема уровня советской философской науки имели решения и материалы съездов КПСС, пленумов ЦК партии, Программа КПСС (1961), доклады, выступления Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и другие партийные документы, в том числе постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве" (1967). Главные задачи, которые плодотворно решает советская философская наука в этот период: разработка актуальных проблем и философский анализ закономерностей развития социалистического общества, укрепления мировой системы социализма, анализ современной научно-технической революции, проблем мирного сосуществования и идеологической борьбы на международной арене, научно-философское обоснование политики марксистско-ленинских партий, их борьбы против чуждой идеологии.

  Процесс дифференциации и конкретизации философского знания сопровождался, с одной стороны, уточнением специфической проблематики каждой из философских дисциплин, а с другой — повышением методологической роли диалектического материализма.

  Усилилась разработка диалектики как науки, ее законов и категорий, проблем теории отражения, логики и методологии научного познания. Философы создали ряд трудов, раскрывающих и конкретизирующих марксистско-ленинскую методологию, логику и теорию познания, законы и категории материалистической диалектики (Кедров, П. В. Копнин, Леонтьев, С. Т. Мелюхин, Митин, Наан, Н. В. Пилипенко, П. Д. Пузиков, Розенталь, М. Н. Руткевич, Г. А. Свечников, А. Г. Спиркин, П. В. Таванец, В. П. Тугаринов и др.).

  От философского осмысления отдельных достижений и методов естествознания советские ученые — философы и естествоиспытатели переходят к разработке кардинальных философских проблем современного естествознания, к исследованию закономерностей развития науки, ее структуры и логики, развертывающейся научно-технической революции и т. д. (А. Д. Александров, В. А. Амбарцумян, Анохин, Н. П. Дубинин, М. В. Келдыш, Кедров, С. Р. Микулинский, Омельяновский, В. С. Готт, Ю. В. Сачков, Б. С. Украинцев, И. Т. Фролов и др.).

  Созданы обобщающие труды, в частности серии книг "Диалектический материализм и современное естествознание", "Ленинская теория отражения и современная наука" и т. д. Проанализирован ряд конкретных научных методов современного естествознания в их соотношении с материалистической диалектикой. Продвинулось философское исследование логики научного познания, языка науки, математизации современного знания. Исследование проблем системного и структурно-функционального анализа, моделирования и функционирования моделей в научном познании, анализ знаковых систем, философских аспектов кибернетики позволили глубже разработать социально-философские проблемы управления, раскрыть диалектику процесса познания, сущность и применимость таких категорий, как система, структура, информация, вероятность и мн. др. (В. Г. Афанасьев, А. И. Берг, В. М. Глушков, В. П. Кузьмин, В. А. Трапезников, А. И. Уемов, А. Д. Урсул и др.).

  В советской литературе утвердилось понимание исторического материализма как общесоциологической теории и методологии социально-философского знания. Созданы и опубликованы труды по историческому материализму, посвященные проблемам диалектики современной эпохи, мирового революционного процесса, закономерностям развитого социалистического общества и становления коммунистической формации, возрастания руководящей роли рабочего класса в строительстве социализма и коммунизма, изменению социальной структуры социалистического общества, соединению достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы, проблемам интернационализма и межнациональных отношений и других актуальным вопросам современного общественного развития (работы, коллективные труды и монографии Федосеева, Константинова, Д. М. Гвишиани, Руткевича, Ц. А. Степаняна, Г. Н. Волкова, Ю. Е. Волкова, Глезермана, В. Ж. Келле, С. Т. Калтахчяна, Р. И. Косолапова, Ю. А. Красина, А. И. Соболева, И. П. Цамеряна, Д. И. Чеснокова и др.). Более значительное место стала занимать разработка социально-философских проблем человека, его места в социальной структуре, возрастания творческой активности масс в общественной жизни, путей и методов всестороннего развития личности (Б. Г. Ананьев, Л. П. Буева, С. М. Ковалев, М. И. Петросян, Г. Л. Смирнов, С. Товмасян, Н. З. Чавчавадзе и др.).

  Проведен ряд конкретных социологических исследований учеными Института социологических исследований АН СССР, Ленинградского института социально-экономических проблем АН СССР, Академии общественных наук (АОН) при ЦК КПСС (Б. А. Грушин, Г. Т. Журавлев, Л. Н. Коган, И. Т. Левыкин, В. Д. Патрушев, В. С. Семенов, В. Н. Шубкин и др.). Все большую самостоятельность и творческое развитие получают философские исследования в области эстетики (А. Г. Егоров, К. М. Долгов, М. С. Каган, А. Ф. Лосев, Ю. А. Лукин, М. Ф. Овсянников и др.), этики (С. Ф. Анисимов, Л. М. Архангельский, О. Г. Дробницкий, В. Г. Иванов, А. И. Титаренко, А. Г. Харчев, А. Ф. Шишкин и др.), научного атеизма (коллективные труды Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС и книги — Францев, Е. М. Бабосов, В. И. Гараджа, И. А. Крывелев, П. К. Курочкин, М. П. Мчедлов, В. К. Танчер, Д. М. Угринович и др.).

  Широко развернулись исследования в области истории философии. Особенно значительные успехи достигнуты в исследовании марксистско-ленинского философского наследия, подготовлены и изданы в связи со 100-летием со дня рождения Ленина, 150-летием со дня рождения Маркса и Энгельса труды по истории марксистско-ленинской философии, коллективные работы ученых ИМЛ и АОН при ЦК КПСС, Института философии АН СССР (Егоров, Л. Ф. Ильичев, Кедров, Федосеев, Иовчук, Копнин, Т. И. Ойзерман, Чагин, А. Д. Косичев, А. Ф. Окулов, Л. Н. Суворов и др.). В 6-томной "Истории философии" (1957—65) дано освещение всемирной истории философии, проанализирована малоизученная философская мысль многих народов Восточной и Северной Европы, Азии, Америки и др. и тем самым преодолен "европоцентристский" подход к истории философии, впервые систематически изложена история марксистской философии и ее ленинского этапа, а также дан критический анализ буржуазной философии 2-й половины 19 — 1-й половины 20 вв. Многое сделано для исследования философского наследия Плеханова, комментированного издания его философских трудов. Завершается издание многотомной "Истории философии в СССР" (руководитель авторского коллектива В. Е. Евграфов, т. 1—4, 1968—71) и серии книг по истории диалектики (М. А. Дынник, Э. В. Ильенков, Г. А. Курсанов, Розенталь и др.). Издана первая в мире марксистская "Философская энциклопедия" (т. 1—5, 1960—70, главный редактор Ф. В. Константинов).

  В историко-философской литературе с марксистских позиций раскрывается содержание философии Аристотеля, Платона, Бэкона, Гоббса, Декарта, Локка, Гельвеция, Гольбаха, Юма, Лейбница, Спинозы, Канта, Гегеля, Фейербаха и др. (Асмус, Бакрадзе, Быховский, М. М. Григорян, А. В. Гулыга, Х. Н. Момджян, И. С. Нарский, М. Ф. Овсянников, В. В. Соколов, В. И. Шинкарук и др.). Разрабатываются методологические проблемы истории философии как науки (Б. В. Богданов, А. Д. Макаров, Ойзерман, Л. В. Скворцов и др.). Продолжается исследование истории диалектических и материалистических идей в русской философии, ряд работ посвящен критике философского идеализма в России (коллективные работы Института философии АН СССР, философского факультета МГУ и др., монографии А. И. Володина, Л. А. Когана, Кружкова, А. И. Новикова, Л. А. Петрова, Смирновой, Степанова, И. Я. Щипанова и др.). Углубляется исследование истории философской и общественной мысли народов СССР (М. С. Асимов, А. А. Алтмышбаев, К. П. Буслов, В. Е. Евдокименко, А. Х. Касымжанов, Ф. К. Кочарли, Ш. Ф. Мамедов, Муминов, М. М. Хайруллаев, Ш. В. Хидашели, В. А. Штейнберг и др.). Более глубокими и аргументированными стали исследования и критика антикоммунизма, различных направлений современной буржуазной философии — неопозитивизма, феноменологии, экзистенциализма, ницшеанства, "социальной философии" франкфуртской школы, буржуазной социологии, "левого" и правого ревизионизма (Г. М. Андреева, А. С. Богомолов, Б. Т. Григорьян, Н. М. Кейзеров, Ю. К. Мельвиль, Митин, Л. Н. Митрохин, Е. Д. Модржинская, Момджян, А. Г. Мысливченко, Нарский, С. Ф. Одуев, С. И. Попов, М. Л. Титаренко, М. В. Яковлев и др.).

  Работа советских философов на современном этапе истории советского общества привела к обогащению идейно-теоретического арсенала марксистской науки об обществе, повышению ее роли в коммунистическом строительстве и в идеологической борьбе на мировой арене. Значительно возросли интернациональное влияние и международный престиж советской философской науки. Вместе с тем масштабы и уровень исследований по ряду коренных и актуальных проблем материалистической диалектики и исторического материализма к середине 70-х гг. еще не в полной мере соответствовали высоким и все возрастающим требованиям Коммунистической партии.

  Советская философская наука ставит перед собой новые большие и ответственные задачи, концентрирует усилия на разработке наиболее кардинальных и перспективных философских проблем развития общества и науки.

  Исследовательскую работу по философии в СССР организуют и ведут научные учреждения, входящие в систему АН СССР и АН союзных республик; научное издание и исследование философского наследия Маркса, Энгельса, Ленина осуществляет институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Исследовательская работа и подготовка теоретических кадров по философии ведется в Академии общественных наук и Высшей партийной школе при ЦК КПСС. Центральное научно-исследовательское учреждение страны в области философии — Институт философии АН СССР (Москва), философские проблемы разрабатываются также в институтах АН СССР (Истории естествознания и техники, Психологии, Социологических исследований) (все — в Москве). Исследования в области философии в союзных республиках проводят Институт философии АН УССР (Киев), институты философии и права АН БССР (Минск), Казахской ССР (Алма-Ата), Узбекской ССР (Ташкент), институт философии АН Грузинской ССР (Тбилиси), институты философии и права Азербайджанской ССР (Баку), Армянской ССР (Ереван), Киргизской ССР (Фрунзе), Отделы философии и права АН Литовской ССР, Молдавской ССР, Таджикской ССР, секторы философии АН Латвийской ССР, Туркменской ССР, Эстонской ССР и др. В системе АН СССР, ее отделений, научных центров, филиалов и в АН союзных республик работает ряд философских кафедр; кафедры по философским наукам (включая научный коммунизм) созданы во всех вузах страны; исследовательская работа и подготовка кадров по философии ведется на философских факультетах в Московском, Ленинградском, Киевском, Казахском, Тбилисском, Ростовском, Уральском университетах и философских отделениях в ряде других университетов. Диалектический и исторический материализм, история философии, этика, эстетика, научный атеизм, логика и другие философские науки, а также научного коммунизм изучаются в вузах, в аспирантуре научных учреждений и вузов, в вечерних университетах марксизма-ленинизма, народных университетах, методологических семинарах, организуемых партийными организациями, научными учреждениями и т. п.

  Философские научные учреждения и вузы СССР принимают участие в работе Международного объединения философских обществ (в него входит Институт философии АН СССР), в Международной социологической ассоциации (ее член — Советская социологическая ассоциация), в Международной ассоциации по истории и философии естествознания (ее член — Советское национальное объединение по истории и философии естествознания). Советские ученые активно участвуют в Международных философских, социологических, гегелевских и других конгрессах. Разносторонний характер носит сотрудничество Советских ученых с учеными социалистических стран, включающее обмен специалистами и помощь в подготовке философских кадров, долгосрочные соглашения о совместной разработке отдельных проблем и написании философских трудов, проведение совместных совещаний и симпозиумов, а также создание двусторонних (философы СССР и ГДР, философы и социологи СССР и ПНР) и многосторонних комиссий (проблемная комиссия "Вопросы идеологической борьбы в связи с сосуществованием двух мировых систем" и др.).

  Периодические издания: "Вопросы философии" (с 1947), "Философские науки" (с 1958), "Вестник АН СССР" (с 1931), "Вестник МГУ. Философия" (с 1966), "Вестник ЛГУ. Философия" (с 1961), "Фiлософська думка" (с 1969); философско-социологическая проблематика освещается в журнале "Социологические исследования" (с 1974). Философские статьи публикуются в журнале "Коммунист" (с 1924), "Политическое самообразование" (с 1957), "Наука и религия" (с 1959), в журналах АН союзных республик, университетов и др. учебных заведений.

  См. Философское образование, а также раздел Философия в статьях о союзных республиках в соответствующих статьях.

  Б. В. Богданов, М. Т. Иовчук.

  Психология

  Важный вклад в разработку материалистического, главным образом естественнонаучного понимания психологии внесли русские мыслители 18—19 вв. Труды В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена оказали существенное влияние на формирование рефлекторной теории И. М. Сеченова. Сеченовская традиция была продолжена, прежде всего, в учении И. П. Павлова об условных рефлексах, ставшем впоследствии  естественнонаучной основой советской психологии.

  В конце 19 — начале 20 вв. психология в России развивалась в сложных условиях. Философам-психологам, стоявшим на позициях немецкой идеалистической философии (А. И. Введенский, Л. М. Лопатин, Н. О. Лосский, С. Л. Франк и др.), противостояло естественнонаучное направление ("объективная психология", или "психорефлексология", В. М. Бехтерева, "биопсихология" В. А. Вагнера), развивавшееся в тесной связи с идеями Сеченова. Получила развитие экспериментальная психология (А. Ф. Лазурский, А. П. Нечаев и др.), видную роль в ее становлении сыграл организатор Московского психологического института Г. И. Челпанов, тяготевший в общетеоретических построениях к идеалистической психологии ("Мозг и душа", 1910).

  В первые годы после Октябрьской революции 1917 в психологической науке ведущую роль играло естественнонаучное направление, провозглашавшее союз с естествознанием (биологией, физиологией, эволюционной теорией) и выступавшее с идеями построения психологии как объективной науки. В развитии этого направления важнейшее место принадлежало учению И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. В работах Бехтерева и К. Н. Корнилова определились черты ведущих направлений психологии тех лет — рефлексологии и реактологии. На 1-м Всероссийском съезде по психоневрологии (1923) в докладе Корнилова впервые было выдвинуто требование применить марксизм в области психологии, что явилось началом перестройки психологической науки. Вокруг Московского психологического института, возглавляемого (с 1923) Корниловым, группировались молодые научные работники, стремившиеся реализовать программу построения марксистской психологии (В. А. Артемов, Н. Ф. Добрынин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.); видная роль среди них принадлежала Л. С. Выготскому. Советские психологи испытывали еще значит. трудности при определении предмета психологии; в реактологии и рефлексологии сложилась механистическая трактовка ее как науки о поведении. Преодоление этих методологических установок и перестройка психологии в начале 30-х гг., сопровождавшаяся дискуссиями, привели к утверждению сознания в качестве предмета психологии. Со 2-й половины 20-х гг. на первый план выдвигались прикладные области: психотехника и психология труда, детская психология, педагогическая психология, судебная психология и др. Психологи активно участвовали в решении проблем перестройки производства, НОТ, социального воспитания, культурно-массовой работы. Продолжалась идейно-теоретическая борьба, были подвергнуты критике теория "двух факторов" в педагогике и детской психологии, "наследственно-биологическое" направление в патопсихологии и характерологии и т. п.

  В  теоретическом оформлении основ советской психологии в 20—30-х гг. существенную роль играло становление диалектических концепций, прежде всего теории происхождения, структуры и развития высших психических функций Выготского. В трудах Выготского и его сотрудников складывался исторический подход к изучению психики человека, связанный с двумя гипотезами: об опосредствованном характере психической деятельности и о происхождении внутренних психических процессов из деятельности первоначально внешней и "интерпсихической". Историзм в трактовке психики человека получил дальнейшее развитие в работах Леонтьева ("Проблемы развития психики", 1959) и его сотрудников, где психическая деятельность рассматривалась как особая форма деятельности, которая в ходе общественно-исторического развития преобразуется во  внутреннюю деятельность человеческого сознания. В трудах П. П. Блонского формировалась генетическая теория развития памяти и мышления. В работах С. Л. Рубинштейна обосновывался принцип единства сознания и деятельности, детерминизма в психологии, разрабатывались основы теории мышления, критиковались зарубежные идеалистические психологической теории.

  Перестройка психологии в 30-х гг. на основе ленинской теории отражения выдвинула на первый план разработку психологической структуры познавательных процессов. Важное значение приобрело изучение перехода от ощущения к мышлению, а также интеллектуального опосредования ощущений (Б. Г. Ананьев), исследование зрительных ощущений, чувствительности и сенсибилизации органов чувств (К. Х. Кекчеев, С. В. Краков), слуховых ощущений (Б. М. Теплов) и т. д. Первоначально возникнув в области изучения восприятий, широкий размах получили исследования, связанные с теорией установки (Д. Н. Узнадзе и его школа) и реализующие оригинальный подход к проблемам активности личности. Заметный сдвиг наблюдался в исследовании навыков (Е. В. Гурьянов, Л. А. Шварц и др.), внимания (Н. Ф. Добрынин), памяти (Л. В. Занков, П. И. Зинченко, Н. А. Рыбников, А. А. Смирнов), мышления (А. В. Запорожец, Н. А. Менчинская, П. А. Шеварев). Наметились предпосылки для создания диалектико-материалистической концепции способностей и их развития в процессе деятельности (Теплов). Учение А. С. Макаренко о развитии личности в коллективе стимулировало интерес к психологии личности (В. Н. Мясищев).

  В годы Великой Отечественной войны 1941—45 осуществлялись работы по оборонной тематике (изучение условий повышения чувствительности зрения и слуха, свето- и звукомаскировки, восстановления боеспособности и трудоспособности раненых и т. д.). В послевоенные годы в советской психологии продолжалась интенсивная разработка теоретических и экспериментальных проблем, проводились дискуссии, выявились разнообразные научные школы и течения. Создание АПН РСФСР (1943) способствовало включению психологов в разработку проблем обучения и воспитания. На Всесоюзных совещаниях по психологии (1952, 1953 и 1955) были подведены итоги работы в области психологии личности, воспитания, познавательных процессов, физиологических механизмов психической деятельности человека и т. д. В 1957 было учреждено общество психологов при АПН РСФСР, в 1959 состоялся его 1-й съезд (Москва). На 4-м съезде (Тбилиси, 1971) был принят устав общества психологов при АПН СССР.

  Психология в СССР в 70-е гг.— разветвленная, многоотраслевая наука. Особенно интенсивно развиваются детская (возрастная) и педагогическая психология, изучающие взаимосвязь обучения и умственного развития, факторы, влияющие на успешность процессов обучения и формирование личности, психологические особенности работы с детьми, обнаруживающими отклонения в развитии, психологические основы воспитательной работы с коллективом и личностью (Э. А. Александрян, Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Занков, Запорожец, Г. С. Костюк, В. А. Крутецкий, А. И. Липкина, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Менчинская, В. С. Мухина, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.). Проводится дальнейшее теоретическое и эксперимент. изучение установки в трудах грузинских психологов (А. Т. Бочоришвили, Ш. А. Надирашвили, Р. Г. Натадзе, А. С. Прангишвили и др.). Ряд исследований посвящен дифференциальной психологии и психофизиологии, изучению индивидуально-психологических характеристик личности — характера, темперамента и их соотношения со свойствами нервной системы и типами высшей нервной деятельности (К. М. Гуревич, А. Г. Ковалев, Е. А. Климов, Н. С. Лейтес, В. С. Мерлин, В. Д. Небылицын, Е. Х. Палей, И. В. Равич-Щербо и др.). Научно-технический прогресс стимулировал развитие психологии труда (Ф. Д, Горбов, Т. Т. Джамгаров, В. П. Зинченко, О. А. Конопкин, Т. В. Кудрявцев, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Рубахин и др.), в том числе таких ее разделов, как инженерная психология, космическая психология. и др. Психология управления исследует соответствующие аспекты управленческой деятельности в трудовых коллективах (производственных, военных и др.), процессы принятия решений и осуществления управляющих воздействий, психологические вопросы подбора, подготовки и расстановки кадров (А. Д. Глоточкин, А. И. Китов, Ломов, А. Ф. Филиппов и др.). С психологией управления тесно связана интенсивно развивающаяся социальная психология (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Я. Л. Коломинский, Е. С. Кузьмин, В. Б. Ольшанский,. Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Л. И. Уманский, Ю. А. Шерковин, Е. В. Шорохова и др.). В ряде психологических и медицинских центров разрабатываются проблемы патопсихологии и нейропсихологии (Б. В. Зейгарник,. А. Р. Лурия, Ю. Ф. Поляков, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова и др.), психотерапии (М. М. Кабанов, Б. Д. Карвасарский, И. М. Тонконогий и др.), специальной психологии, разрабатывающей вопросы временных задержек психического развития, олигофренопсихологии, тифлопсихологии, сурдопсихологии (Р. М. Боскис, Т. А. Власова, Ю. А. Кулагин, В. И. Лубовский, Ф. Ф. Рау, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.). В рамках общей психологии ведутся исследования ощущений и восприятий (А. Н. Леонтьев, В. В. Григолава, Запорожец, В. П. Зинченко, Е. Н. Соколов, М. С. Шехтер и др.), памяти (Смирнов, Г. К. Середа и др.), мышления и речи (А. А. Брудный, А. В. Брушлинский, Л. М. Веккер, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, А. М. Матюшкин, Натадзе, Я. А. Пономарев, В. Н. Пушкин, А. Н. Соколов, О. А. Тихомиров и др.) и других психических процессов. Проблемы теории и истории освещаются в работах К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, Е. А. Будиловой, А. С. Гучаса, Петровского, М. Г. Ярошевского и др.

  В АПН СССР функционирует Отделение психологии и возрастной физиологии. Центры психологических исследований: Институт психологии АН СССР, НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (Москва), Институт психологии АН Грузинской ССР (Тбилиси), Институт психологии Министерства просвещения УССР (Киев), НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, НИИ дефектологии АПН СССР (Москва) и др. Научно-исследовательская работа ведется на факультетах психологии университетов Москвы, Ленинграда, Тбилиси.

  Периодические издания: журнал "Вопросы психологии" (с 1955),"Психология" (с 1977), периодические выпуски "Новые исследования в психологии" (с 1970).

  Общество психологов при АПН СССР имеет отделения во всех союзных республиках (кроме Грузинской, где общество психологов состоит при республиканских АН) и во всех областях РСФСР, входит в состав Международной ассоциации научной психологии, участвует в подготовке и проведении международных психологических конгрессов.

  А. В. Петровский.

  Исторические науки

  Первоначальную основу исторического знания народов, населявших территорию СССР, составляли устные предания, героический эпос, мифы и др. В рабовладельческих государствах Закавказья (Урарту), Средней Азии (Бактрия, Согд и др.), античных городах Северного Причерноморья исторические знания формировались на основе устных и письменных памятников (урартские и древнеиранские клинописные надписи и др. эпиграфические тексты, исторические произведения эллинистической культуры, "Авеста" и др.).

  Исторические сочинения феодальной эпохи, как правило, объясняли историю с позиций провиденциализма. Историография народов Закавказья периода зарождения и развития раннефеодальных отношений представлена трудами армянских историков Фавстоса Бузанда, Егише, Мовсеса Хоренаци и др.; грузинских историков Якова Цуртавели, Иоанна Сабанисдзе и др. "Летопись обращения Картли" (9 в.) включала историческую хронику событий, начиная с 4 в. н. э. В 7 в. составлена летопись Албании Кавказской "История агван". В исторических произведениях этого времени были отражены классовая борьба, сопротивление византийским, иранским, арабским и тюркским завоевателям. Наряду с написанием историй династий в историографии Закавказья развивалась идея создания единых феодальных государств (труды Ованеса Драсханакертци, Товма Арцруни и др.; Леонтия Мровели и др.). В эпоху упадка арабского владычества и образования на территории Азербайджана ряда самостоятельных эмиратств (10—11 вв.) были написаны на арабском языке "История Ширвана и Дербента" и др. труды. В 12 в. возник общегрузинский свод "Картлис цховреба". Общественный и культурный подъем в Закавказье 11—13 вв. способствовал формированию историографической (афонской в Грузии и др.) школ.

  В феодальной историографии народов Средней Азии (сочинения Табари, Наршахи, Фирдоуси, Бируни, Бейхаки) отразились общие судьбы таджикского, узбекского и туркменского народов, их борьба с арабскими захватчиками, преодоление последствий арабского завоевания, политические, экономические и культурные связи народов Востока и Европы.

  Исторические знания восточных славян формировались на основе легенд, сказаний и других источников. С принятием христианства (988—989) и распространением письменности в 11 в. в Киеве, Новгороде появились летописи и первые летописные своды. В 11 в. в Киевской Руси получили распространение переводы Хронографов. В начале 12 в. был создан общерусский летописный свод "Повесть временных лет" один из лучших исторических памятников Европы (см. Летописи в России). В составлении и редактировании "Повести временных лет" участвовали Нестор, Сильвестр и другие летописцы. Летописание Киевской Руси было общим начальным этапом развития русской, украинской и белорусской историографии. В период феодальной раздробленности Руси летописание велось в центрах самостоятельных земель и княжеств: Новгороде (см. Новгородские летописи), Владимире, Суздале, Ростове и др.

  На широком историческом фоне построено изложение событий в "Слове о полку Игореве". В 13 в. возникли исторические повести о Липицкой битве 1216, об Александре Невском. К выдающимся памятникам древнерусского летописания относится Галицко-Волынская летопись.

  История владычества монголо-татар в Закавказье, Средней Азии и на других территориях отразилась в трудах армянских историков Киракоса Гандзакеци (13 в.) и др., азербайджанского историка Мухаммеда Нахичевани (14 в.), в труде "Хронограф" анонимного грузинского автора. В 13 — начале 14 вв. под руководством Ф. Рашидаддина был составлен летописный свод — "Сборник летописей", содержащий сведения о походах монголо-татар в Азербайджан, Грузию, Армению, Иран и другие страны.

  Истории правления Тимура и Тимуридов посвящены труды Гиясуддина Али, Низамуддина Шами, Хафизи Абру, Абдар-Раззака Самарканди, Мирхонда, Хондемира. "Записки" Бабура содержали описание событий в Средней Азии и Индии конца 15 — начала 16 вв. В 16 в. появился ряд исторических сочинений и мемуаров на таджикском и узбекском языках — Рузбехана Исфаханского, Бенаи, Мухаммеда Салиха и др. В 17 в. составлены труды Абулгази "Родословная туркмен", "Родословное древо тюрков".

  В Прибалтике, захваченной в 13 в. немецкими феодалами, развивалась прибалтийско-немецкая историография. Прославлению действий немецких крестоносцев были посвящены "Хроника Ливонии" (1224—27) Генриха Латвийского, "Рифмованная хроника" (конец 13 в.), "Новая рифмованная хроника" (сер. 14 в.) Б. Генеке и др. В "Хронике Ливонской провинции" (2-я половина 16 в.) Б. Руссова содержалась уже критика крепостничества с гуманистических позиций. Историки 16—17 вв. К. Кельх, Э. Крузе, И. Реннер, Ф. Ниенштедт и др. обосновывали господств. положение немецких феодалов в Прибалтике (см. Ливонские хроники).

  Летописание в Молдавии существовало с 15 по 18 вв. В конце 15—16 вв. в Молдавии появились летописи на церковно-славянском и молдавском языках В трудах летописцев 17—18 вв. Г. Урске, М. Костина, И. Некулче отражались идеология крупного боярства, антиосманские настроения, первые ростки гуманистических воззрений.

  Первый исторический труд в Литве — "Литовскому роду починок" появился в конце 14 в. Около 1428—30 возник "Летописец великих князей литовских", в 1-й половине 16 в.— "Летописец Великого княжества Литовского и Жомойтского" (см. Летописи белорусско-литовские). Усиление польско-католического влияния привело в конце 17 в. к упадку литовской историографии, продолжавшемуся до конца 18 в.

  Общерусские летописные своды конца 15 в. были проникнуты идеями единства Руси. Около середины 15 в. на Руси появился т. н. "Еллинский летописец второй редакции". Его манеру изложения развил т. н. "Русский хронограф". Помимо византийских источников, в нем были использованы южнославянские сочинения и русские летописные своды конца 15 в.

  С образованием единого российского государства официальное летописание было подчинено основной политической задаче — укреплению центральной власти. В 16 в. возникли "Степенная книга", Воскресенская летопись и Никоновская летопись, был создан Лицевой летописный свод (10 книг, 16 тыс. миниатюр). В 16 в. наметился переход от погодной системы записи событий к сюжетному историческому повествованию в различных жанрах ("История о Казанском царстве", сочинения А. М. Курбского и др.). В конце 16—18 вв. составлялись Сибирские летописи о походах Ермака и последующем освоении Сибири. Многие из исторических сочинений были посвящены крестьянской войне начала 17 в., внутриполитической борьбе, польской и шведской интервенции (Новый летописец, "Временник" дьяка Ивана Тимофеева, "Сказание" Авраамия Палицына и др.). В среде донских казаков возникли повести о взятии Азова в 1637 и его обороне от турецких войск.

  В 15 — 1-й половине 17 вв. возникли первые украинские летописи и хроники (Краткая Киевская, Густынская, Межигорская, Львовская, Острожская и др.). В них излагалась история украинских земель, отмечались их связи с Россией. История освободительной войны украинского народа 1648—54 и др. события (период 1648—1702) отражены в Летописи Самовидца. Во 2-й половине 17 в. на Украине делались попытки написать  исторические сочинения, раскрывающие единый процесс развития Украины и России с" времени возникновения славян до середины 17 в. ("Хроника" Ф. Сафоновича, "Летописец" Л. Боболинского и др.). Синопсис 1674 стал первым печатным пособием по русской истории. В конце 17—18 вв. сложилась украинская старшинско-дворянская историография (летописи Г. Грабянки, С. Величко, Лизогубовская и др.).

  Белорусская историческая мысль нашла отражение в т. н. белорусско-литовских летописях: Супрасльской летописи (16 в.), Баркулабовской летописи (начало 17 в.) и др. В Российском государстве начала 18 в. при поддержке Петра , а отчасти и при личном участии царя Ф. П. Поликарповым-Орловым, Б. И. Куракиным, Ф. Прокоповичем и др. создавались исторические сочинения, в которых обосновывалась внутренняя и внешняя политика дворянского абсолютистского государства. По указам Петра началось систематическое разыскание и собирание исторических источников, в том числе и археологических материалов. Труд А. И. Манкиева "Ядро Российской истории" положил начало превращению исторических знаний в науку, отделению светской истории от церковной, утверждению принципов рационалистического понимания истории. Русская история разрабатывалась в учрежденной в 1724 Российской АН. Работавшие в АН немецкие ученые Г. З. Байер и Г. Ф. Миллер создали основу норманской теории происхождения Русского государства, против которой резко выступил М. В. Ломоносов. Ломоносовым была написана "Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года" (ч. 1—2, 176


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 22:01:14