|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
СССР. Здравоохранение | Здравоохранение (далее С)
Развитие экономики и культуры, постоянная забота советского государства о благосостоянии и здоровье населения способствуют благоприятному течению демографических процессов в СССР, население которого выросло к 1976 по сравнению с 1913 более чем на 96 млн. человек. Рост городского населения отражает изменения в структуре производства (рост промышленности и механизация сельского хозяйства). Преобладание в составе населения женщин (136,8 млн. женщин и 118,7 млн. мужчин на 1 января 1976) сложилось в основном за счет старших возрастов и вызвано главным образом последствиями войны. Разрыв в численности мужчин и женщин постепенно сокращается: к 1976 число мужчин и женщин в возрасте до 45 лет включительно почти сравнялось. В составе населения увеличился удельный вес лиц пожилого возраста. Вместе с тем удельный вес лиц молодого возраста (до 20 лет) продолжает значительно превышать удельный вес лиц пожилого возраста (60 лет и старше), что является благоприятным демографическим признаком.
Процессы естественного движения населения в СССР по сравнению с дореволюционной Россией характеризуются уменьшением рождаемости и снижением смертности при сохранении достаточно высоких показателей естественного прироста. По сравнению с 1913 значительное снижение рождаемости (45,5 на 1 тыс. жит. в 1913 и 18,1 — в 1975) связано, в частности, с увеличением числа лиц пожилого возраста; определенную роль в снижении рождаемости играет активное вовлечение женщин в сферу производства. Особенно выраженное снижение рождаемости в 60-е гг. связано с последствиями войны, т. к. рождаемость в 1941—46 была крайне низкой. Начиная с 1970, со вступлением в плодовитый возраст послевоенного поколения, рождаемость стабилизировалась и постепенно начинает возрастать.
Общая смертность в СССР за годы Советской власти уменьшилась более чем в 3 раза (9,3 на 1 тыс. жит. в 1975 по сравнению с 29,1 в 1913), детская смертность — почти в 10 раз (27,9 на 1 тыс. живорожденных в 1974 по сравнению с 268,6 в 1913). Некоторое повышение общей смертности в 70-х гг. отчасти вызвано изменением возрастной структуры населения. Это можно обнаружить при сравнении стандартизированных по возрастной структуре населения показателей и анализе возрастных показателей смертности. В результате снижения смертности в СССР средняя продолжительность жизни значительно возросла по сравнению с дореволюционным периодом (70 лет в 1971—72 по сравнению с 32 в 1896—97).
Улучшение условий жизни, мероприятия Советского государства по охране здоровья детей способствовали неуклонному повышению уровня физического развития представителей всех слоев населения СССР. Уже в 30-х гг. в СССР не было разницы в уровне физического развития детей и молодежи из семей рабочих и служащих. Мероприятия, проведенные государством по ликвидации санитарных последствий Великой Отечественной войны 1941—45, способствовали тому, что к 1956 показатели физического развития были выше, чем в предвоенные годы.
Организация здравоохранения. Первые сведения об организации помощи больным на территории Киевской Руси (учреждение прибежищ для больных и инвалидов при монастырях и церквах) относятся к 10—11 вв. Первый государственный орган управления медицинским делом — Аптекарская палата (впоследствии Аптекарский приказ) — возник в России в 1581 одновременно с первой ("царевой") аптекой. В 1592 учреждена первая пограничная станция, предназначенная для предупреждения завоза заразных болезней.
В 18 в. вопросами здравоохранения ведали Медицинская канцелярия, а с 1763 — Медицинская коллегия. В 1775 в губерниях были учреждены "приказы общественного призрения" (в ведение которых переданы благотворительные и медицинские учреждения), а затем — врачебные управы в губернских городах (кроме обеих столиц) и уездные врачебные управы — местные органы управления медицинским делом. В 1803 Медицинская коллегия была заменена Медицинским департаментом в составе Министерства внутренних дел. С конца 19 в. получили развитие такие формы здравоохранения, как земская медицина, фабрично-заводская медицина. Каждое ведомство имело свои врачебные части; единого государственного органа управления здравоохранением не существовало. Больницы, амбулатории и другие лечебные учреждения открывались различными ведомствами и частными лицами в недостаточном количестве. Лечебная помощь оказывалась преимущественно частнопрактикующими врачами. Жители окраинных районов были практически лишены медицинской помощи. Дореволюционная Россия не имела государственной системы охраны здоровья.
Созданная в СССР система здравоохранения — одно из выдающихся достижений советского народа. Задачи государства в области охраны здоровья были определены В. И. Лениным и отражены в 1-й Программе РСДРП (1903). В ней отмечалась необходимость установления 8-часового рабочего дня, запрещения детского труда, устройства на предприятиях яслей, государственного страхования рабочих, санитарного надзора на предприятиях и т. д. С первых дней Советской власти забота об охране здоровья трудящихся провозглашена важнейшей задачей социалистического государства. В условиях разрухи, эпидемий и борьбы с внутренними и внешними врагами началось строительство первой в мире государственной системы здравоохранения, в основу которой были положены самые прогрессивные и самые гуманные принципы: общедоступность и бесплатность медицинской помощи, профилактическое направление, участие широких масс трудящихся в решении вопросов охраны здоровья. Политика Советского государства в области здравоохранения была сформулирована во 2-й Программе РКП(б), принятой на 8-м съезде в 1919. В числе первоочередных задач предусматривались оздоровление населенных мест, охрана почвы, воды, воздуха, развитие общественного питания на научно-гигиенической основе, создание санитарного законодательства, обеспечение населения общедоступной бесплатной квалифицированной медицинской помощью и т. д. За годы 1-й пятилетки (1929—32) затраты на здравоохранение и физическую культуру выросли по сравнению с 1913 почти в 4 раза. Численность врачей к 1940 увеличилась почти в 6 раз, средних медицинских Работников — более чем в 10 раз, коечный фонд — в 3,8 раза (см. табл. 1).
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 все усилия здравоохранения были сосредоточены на помощи больным и раненым воинам и предотвращении эпидемий в действующей армии и тылу. Деятельность медицинских учреждений способствовала победе советского народа над фашизмом: более 72% раненых и 90% больных было возвращено в строй; впервые в истории войн удалось уберечь тыл и армию от эпидемий. Война причинила огромный ущерб советскому здравоохранению, исчислявшийся в 6,6 млрд. руб.; было уничтожено и разрушено 40 тыс. больниц, поликлиник и других медицинских учреждений. Мобилизация экономического потенциала страны и героический труд советских людей способствовали быстрому восстановлению материальной базы здравоохранения: в 1947 его основные показатели достигли довоенного уровня. В 1950 по сравнению с 1940 число врачей увеличилось на 71%, средних медицинских работников на 52%, больничных коек на 28%. С 1940 по 1975 ассигнования на здравоохранение выросли более чем в 13 раз.
Основные принципы советского здравоохранения получили дальнейшее развитие в Программе КПСС, принятой на 22-м съезде партии (1961). Вопросам здравоохранения и медицинской науки посвящен ряд постановлений ЦК КПСС и Советского правительства (например. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 января 1960 "О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР" и от 5 июля 1968 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране"). Утверждение Верховным Советом СССР в 1969 Основ законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении закрепило принципы и формы медицинской помощи населению — бесплатность, общедоступность, квалифицированность, профилактическая направленность, охрана материнства и детства, санитарно-противоэпидемическая служба и т. д. Подчеркивается, что охрана здоровья населения — обязанность всех государственных органов и общественных организаций. Предусмотрены меры по дальнейшему улучшению здравоохранения: продолжение строительства крупных специализированных и многопрофильных больниц, поликлиник, диспансеров с целью повышения качества медицинской помощи и более полного обеспечения населения всеми ее видами; расширение сети станций скорой помощи и санитарно-эпидемиологических станций; увеличение количества больничных коек и т. д. (показатели развития здравоохранения в 1940—75 представлены в табл. 2).
Заболеваемость. Дореволюционная Россия занимала 1-е место в Европе по распространенности среди населения инфекционных болезней; не прекращались эпидемии натуральной оспы, холеры, чумы, кишечных инфекций, сыпного и возвратного тифов, малярии и других заболеваний, наносивших огромный ущерб здоровью населения и экономике. В 1912 зарегистрировано около 13 млн. инфекционных больных. Основной причиной высокой детской смертности были детские инфекции. Крайне неблагополучным оставалось санитарное состояние страны: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия и низкий культурный уровень населения (канализация имелась лишь в 23 крупных городах; большинство населения использовало для питья воду, непригодную по бактериологическим показателям). 1-я мировая война 1914—18, Гражданская война и военная интервенция 1918—1920 создали крайне тяжелую санитарно-эпидемиологическую обстановку. По неполным данным, с 1917 по 1922 сыпным тифом переболели около 20 млн. чел., с 1919 по 1923 возвратным тифом — около 10 млн.; за 1918—19 было зарегистрировано около 65 тыс. случаев холеры; в 1919 создалась угроза развития эпидемии натуральной оспы, возросла заболеваемость малярией и другими инфекциями. В этих условиях борьба с инфекционными заболеваниями рассматривалась как один из основных вопросов внутренней политики Советского государства. Проведенные санитарно-противоэпидемические мероприятия, улучшение жилищно-бытовых условий, благоустройство населенных мест в короткие сроки позволили резко снизить заболеваемость инфекционными болезнями, ликвидировать особо опасные инфекции. Уже в 1922 заболеваемость сыпным тифом снизилась по сравнению с 1919 более чем в 2 раза, а в 2927 — в 89 раз. После 1927 она носила Спорадический характер (некоторый подъем ее в 1942—45 отмечался преимущественно на территориях, освобожденных после временной немецко-фашистской оккупации). Заболеваемость возвратным вшивым тифом к 1927 снизилась более чем в 100 раз; к 1938 она была практически ликвидирована. 10 апреля 1919 В. И. Ленин подписал декрет СНК об обязательном оспопрививании. В результате массовой противооспенной иммунизации натуральная оспа в СССР к 1936—37 была полностью ликвидирована. В дореволюционной России ежегодно регистрировалось от 5 до 7 млн. случаев заболевания малярией. В 1920 был организован Центральный институт протозойных заболеваний, в 1921 — Центральная малярийная комиссия при Наркомздраве, под руководством которой была разработана научно обоснованная программа ликвидации малярии в СССР. К 1930 заболеваемость ею снизилась по сравнению с дореволюционным периодом более чем в 3 раза. Начиная с 1963, малярия в стране не регистрируется как массовое заболевание. Значительных успехов удалось добиться и в борьбе с другими инфекционными заболеваниями: в 1971 по сравнению с 1913 заболеваемость сибирской язвой снизилась в 45 раз, брюшным тифом и паратифами — почти в 40 раз, коклюшем (1975) — в 53 раза; редкими стали дифтерия, полиомиелит, туляремия.
С 50-х гг. структура заболеваемости и причин смерти в СССР стала типичной для экономически развитых стран. Характерное распространение сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований связано, в частности, с "постарением" населения. Успехи медицины обеспечили удлинение сроков жизни больных с патологией сердца и сосудов, что способствует известному "накоплению" таких больных. Более совершенная диагностика обусловливает, в свою очередь, более полное выявление заболеваний. Наибольшее распространение имеют атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, ревматизм. Из инфекционных болезней преобладают грипп и другие респираторные инфекции, являющиеся одной из основных причин временной нетрудоспособности. Кишечные инфекции, в частности дизентерия, как правило, не имеют эпидемического распространения. Респираторные и желудочно-кишечные инфекционные заболевания носят выраженный сезонный характер. Из детских инфекций отмечаются корь, скарлатина, коклюш, эпидемический паротит; число заболеваний постоянно снижается. В структуре несчастных случаев ведущее место занимают травмы непроизводственного характера, в ряде случаев связанные с состоянием опьянения.
Медицинские кадры. В 1913 в России было 28,1 тыс. врачей, большинство которых проживало в крупных городах. Один врач приходился на 5656 чел. Неравномерность распределения врачей приводила к тому, что население многих районов было практически лишено врачебной помощи. На территории нынешних Таджикской ССР и Киргизской ССР 1 врач приходился на 50 тыс. жит., Узбекской ССР — на 31 тыс., Казахской ССР — на 23 тыс. жит. К 1975 численность врачей увеличилась по сравнению с 1913 в 30 раз, обеспеченность ими — в 18 раз (см. табл. 1). СССР занимает 1-е место в мире по численности врачей и обеспеченности ими населения.
В дореволюционной России большинство жителей не могло пользоваться специализированной врачебной помощью, поскольку она была возможна лишь в крупных городах. В 1975 по сравнению с 1940 число терапевтов и врачей санитарно-противоэпидемического профиля выросло более чем в 4 раза, хирургов — в 6,9 раза, акушеров-гинекологов, педиатров, офтальмологов — почти в 5 раз, невропатологов — почти в 7 раз, рентгенологов и радиологов — более чем в 10 раз. Обеспеченность населения врачами-специалистами в большинстве союзных республик достигла общесоюзного уровня.
В 1913 насчитывалось 46 тыс. средних медицинских работников (в т. ч. т. н. ротных фельдшеров и повивальных бабок). К 1976 число средних медицинских работников возросло в 55 раз (см. табл. 1). Обеспеченность населения средними медицинскими работниками в некоторых союзных республиках (например, Украинской, Эстонской) выше, чем общесоюзная.
СССР занимает ведущее место в мире по выпуску врачей, фармацевтов и средних медицинских работников. В дореволюционной России 17 медицинских факультетов университетов и медицинских институтов выпускали ежегодно 900 врачей. К 1975 число студентов-медиков возросло в 36 раз, выпуск врачей — более чем в 50 раз. На территории каждой союзной республики имеются высшие и средние медицинские учебные заведения, выпуск специалистов удовлетворяет потребности населения в медицинских кадрах. Среди учащихся медицинских учебных заведений имеются представители более 100 национальностей. Создана сеть институтов и факультетов усовершенствования врачей (в 1974 было 13 институтов и 18 факультетов). Врачи проходят специализацию или усовершенствование не реже 1 раза в 3—5 лет.
Санитарно-эпидемиологическая служба. В 1913—14 санитарная организация имелась в 73 городах и 40 губерниях России, работали 257 врачей, было 28 санитарно-гигиенических лабораторий; земские санитарные бюро выполняли главным образом статистическую работу. В СССР создана единая государственная санитарно-противоэпидемическая служба. Уже в 1918 в составе Наркомздрава была организована санитарно-эпидемиологическая секция, а в отделах здравоохранения исполкомов местных Советов (с 1919) — санитарно-эпидемиологические подотделы; декретом СНК РСФСР "О санитарных органах республики" (1922) устанавливалась единая организация санитарного дела, определялись задачи, права и обязанности санитарных органов. Быстрые темпы развития санитарно-противоэпидемической организации потребовали подготовки квалифицированных кадров и расширения сети специальных учреждений. В 1936 в медицинских институтах открылись первые санитарно-гигиенические факультеты; в 1939 было утверждено положение о санитарно-эпидемиологических станциях как комплексных и ведущих учреждениях санитарно-эпидемиологической службы. К 1940 санитарно-противоэпидемическая организация охватывала свыше 12,5 тыс. врачей, 1943 санитарно-эпидемиологические станции, 1490 санитарно-бактериологических лабораторий, 787 дезинфекционных станций, пунктов, отрядов (см. табл. 2). Ликвидация последствий Великой Отечественной войны 1941—45 и экономическое развитие СССР определили новые требования к работе санитарных органов, потребовали изменения их структуры. В 1948 введена обязательная организация санитарно-эпидемиологических станций при всех территориальных органах здравоохранения (республиканских, краевых, областных, городских, районных); в 1963 принято постановление Совета Министров СССР "О государственном санитарном надзоре в СССР". Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (1969) и Положение о государственном санитарном надзоре в СССР (1973) предоставляют санитарно-противоэпидемической службе широкие полномочия по охране внешней среды от загрязнений, надзору за промышленностью, строительством, общественным питанием, водоснабжением, благоустройством, планировкой населенных мест и т. д. В СССР запрещено введение в эксплуатацию промышленных предприятий без очистных сооружений; по всем загрязнителям внешней среды установлены предельно допустимые концентрации, вошедшие в обязательные для исполнения нормы и правила; строительство любого объекта и планировка населенных мест осуществляются с соблюдением санитарных норм и правил; предписания санитарного врача обязательны для выполнения всеми государственными и общественными организациями, учреждениями и отдельными гражданами. Санитарная служба организует проведение профилактических прививок населению, осуществляет противоэпидемические мероприятия при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а также санитарно-карантинные меры и т. д.
Табл. 1. — Больничная сеть СССР и союзных республик; численность врачей и средних медицинских работников и обеспеченность ими населения СССР и союзных республик
СССР | Число больничных учреждений | Число больничных коек, тыс. | Число больничных коек на 10 тыс. жит. | 1913 | 1940 | 1975 | 1913 | 1940 | 1975 | 1913 | 1940 | 1975 |
5300 |
13793 |
24250 |
207,6 |
790,9 |
3009,2 |
13,0 |
40,2 |
117,8 | В том числе РСФСР |
3149 |
8477 |
13066 |
133,4 |
482,0 |
1649,2 | 14,8 | 43,3 | 122,5 | УССР | 1438 | 2498 | 4122 | 47,7 | 157,6 | 578,3 | 13,6 | 37,7 | 117,8 | БССР | 240 | 514 | 913 | 6,4 | 29,6 | 107,0 | 9,3 | 32,6 | 114,2 | Узбекская ССР | 63 | 380 | 1159 | 1,0 | 20,3 | 145,6 | 2,3 | 30,1 | 103,4 | Казахская ССР | 98 | 627 | 1770 | 1,8 | 25,4 | 178,6 | 3,2 | 39,5 | 124,6 | Грузинская ССР | 41 | 314 | 500 | 2,1 | 13,3 | 48,0 | 8,0 | 36,0 | 96,9 | Азербайджанская ССР |
43 |
222 |
748 |
1,1 |
12,6 |
54,8 |
4,8 |
37,8 |
96,3 | Литовская ССР | 44 | 77 | 229 | 2,2 | 8,9 | 36,9 | 7,7 | 30,0 | 111,2 | Молдавская ССР | 68 | 109 | 354 | 2,5 | 6,1 | 42,0 | 12,2 | 24,6 | 109,2 | Латвийская ССР | 50 | 89 | 187 | 6,2 | 12,0 | 31,7 | 24,9 | 63,0 | 126,9 | Киргизская ССР | 6 | 112 | 263 | 0,1 | 3,8 | 37,4 | 1,2 | 24,1 | 111.2 | Таджикская ССР | 1 | 121 | 278 | 0,04 | 4,5 | 33,5 | 0,4 | 28,6 | 96,0 | Армянская ССР | 6 | 96 | 228 | 0,2 | 4,1 | 24,4 | 2,1 | 30,1 | 86,0 | Туркменская ССР | 13 | 99 | 270 | 0,3 | 5,6 | 25,8 | 2,7 | 41,6 | 100,0 | Эстонская ССР | 40 | 58 | 163 | 2,5 | 5,1 | 16,0 | 26,2 | 47,7 | 111,3 |
| Численность врачей всех специальностей, тыс. | Численность врачей на 10 тыс. жителей | Численность средних медицинских работников, тыс. | Численность средних медицинских работников на 10 тыс. жителей |
| 1913 | 1940 | 1975 | 1913 | 1940 | 1975 | 1913 | 1940 | 1975 | 1913 | 1940 | 1975 |
| 28,1 | 155,3 | 853,2 | 1,8 | 7,9 | 32,7 | 46,0 | 472,0 | 2515,4 | 2,9 | 24,0 | 98,4 | В том числе: РСФСР |
15,9 |
90,8 |
468,9 |
1,8 |
8,2 |
34,8 |
26,0 |
290,4 |
1416,5 |
2,9 |
26,1 |
105,2 | УССР | 7,8 | 35,3 | 157,1 | 2,2 | 8,4 | 32,0 | 12,4 | 100,8 | 484,5 | 3,5 | 24,1 | 98,7 | БССР | 1,2 | 5,2 | 28,3 | 1,7 | 5,7 |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 14:22:53
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |