Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

СССР. Благосостояние народа

  Благосостояние народа (далее С)

  Неуклонный подъем уровня жизни народа является закономерностью социалистического общества, выражением основного экономического закона социализма. Это — экономическая необходимость, отражающая самую суть социализма, его цель, которая состоит в обеспечении "...полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 232). На всех этапах построения социалистического общества развитие экономики СССР осуществлялось в интересах роста народного благосостояния. В условиях развитого социализма становится возможным и необходимым более глубокий поворот экономики к решению многообразных задач, связанных с подъемом благосостояния народа. Осуществляемая социальная программа затрагивает все стороны материальной и духовной жизни советского народа, направлена на более полное удовлетворение потребностей всех слоев населения и категорий трудящихся. Интенсификация общественного производства, рост его эффективности обусловливают неуклонное повышение уровня потребления и улучшение его структуры.

  Национальный доход. Источником повышения народного благосостояния является национальный доход общества, рост которого позволяет увеличивать объем народного потребления. Национальный доход СССР в 1975 увеличился в 61 раз по сравнению с 1913 (в 11,4 раза против 1940). Объемы прироста национального дохода возрастают: в 8-й (1966—70) и 9-й (1971—75) пятилетках только прирост национального дохода был больше, чем общий объем всего произведенного национального дохода в начале 50-х гг.

  Табл. 1. — Рост национального дохода за 1960—75 (в ценах соответствующих лет)


Национальный доход (произведенный), млрд. руб.

1960

1965

1970

1975


145,0


193,5


289,9


362,8

На динамику роста и уровень народного благосостояния влияет не только рост объема национального дохода, но и его распределение на фонд потребления и фонд накопления. Увеличение доли фонда потребления способствует ускоренному росту народного благосостояния. Улучшение отраслевой структуры промышленности, быстрое возрастание объема валовой продукции сельского хозяйства, рост отраслей группы "Б" способствуют росту национального дохода и, следовательно, увеличению фонда потребления (см. табл. 2).

  Общий объем национального дохода в 1971—75 вырос по сравнению с 1966—70 на 34%, а по сравнению с 1961—65 — на 86%. Увеличивается реальное содержание каждого процента прироста национального дохода. Например, 1% прироста национального дохода в 7-й пятилетке (1961—66) был 1,5 млрд. руб. равен (в сопоставимых ценах 1973), а в 10-й пятилетке (1976—80) составит 3,6 млрд. руб.; фонда потребления соответственно — 1,1 млрд. руб. и 2,7 млрд. руб. Личное потребление населения выросло с 124,9 млрд. руб. в 1965 до 231,8 млрд. руб. в 1975 (в фактически действовавших ценах). В 1971—75 сумма использованного на потребление и накопление национального дохода равнялась 1563 млрд. руб. (в сопоставимых ценах 1965). Из этой суммы потребление трудящимися и их семьями материальных благ за счет заработной платы рабочих и служащих производств. сферы и доходов колхозников составило 666 млрд. руб.; направлено на просвещение, здравоохранение и удовлетворение других культурно-бытовых нужд населения и общественных потребностей 301 млрд. руб.; на содержание нетрудоспособного населения (ветеранов и инвалидов труда, инвалидов войны, людей, временно утративших трудоспособность и др.) 119 млрд. руб. Примерно 75% составил фонд потребления. С учетом той части фонда накопления, которая была использована в 1971—1975 на строительство жилых домов, школ, больниц, культурно-просветительских учреждений, спортивных сооружений, предприятий коммунального и бытового обслуживания, свыше 80% национального дохода было направлено непосредственно на повышение народного благосостояния. Показатель производства национального дохода в расчете на душу населения в различных странах используется в международных сопоставлениях уровней жизни (см. табл. 3).

  Табл. 2. — Использование национального дохода на потребление и накопление в 1960—75 (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.


Весь национальный доход

1960

1965

1970

1975

142,8

190,5

285,5

362,8

В том числе:









потребление

104,5

140,3

201,3

266,6

накопление и прочие расходы

  38,8

  50,2

  84,2

  95,8


  Табл. 3. — Национальный доход в СССР и в промышленно развитых капиталистических странах на душу населения, долл. (1975, оценка)1


СССР

По официальному курсу валют

По соотношению цен

1975

2235

США

3975

3975

ФРГ2

3270

2265


2670

2410

Япония2

2235



Великобритания2

1640

1920

Италия2

1460

1480

1 Исчислен по методологии, принятой в статистике СССР, т. е. без повторного счета доходов, полученных в непроизводственной сфере. 2 1973.

  Более высокие темпы роста национального дохода в СССР (в 1951—75 — 8,1%, в США 3,2%) обеспечивают уменьшение отставания СССР от уровня США (в 1950 СССР производил 31% национального дохода к уровню США, в 1975 — 67%). Среднедушевой размер произведенного национального дохода в СССР отражает реальный уровень жизни, несмотря на незначительную дифференциацию в доходах различных групп и социальных слоев населения; в капиталистических странах — это лишь статистический показатель, затушевывающий истинное положение вещей, т. к. сверхвысокие доходы капиталистов и низкие доходы трудящихся по совокупности представляются как некая средняя величина.

  В СССР экономическая политика Коммунистической партии направлена на всемерное использование факторов увеличения объема национального дохода: роста совокупного общественного продукта, повышения фондоотдачи, снижения материалоемкости продукции, повышения производительности общественного труда, эффективности производства и качества продукции на базе научно-технического прогресса и интенсификации производства.

  Реальные доходы населения. На основе роста национального дохода улучшаются все важнейшие показатели, характеризующие материальное благосостояние народа, в частности растут реальные доходы населения (см. табл. 4).

  Табл. 4. — Рост реальных доходов населения (1913=1)


Рост реальных доходов рабочих промышленности и строительства с учетом ликвидации безработицы и сокращения продолжительности рабочего дня, в среднем на одного работающего

1940

1965

1970

1975


2,7


6,4


8,0


9,4

Рост реальных доходов крестьян, в среднем на одного работающего


2,3


7,8


11,2


более 13

  Реальные доходы населения — обобщающий показатель уровня жизни народа. Они характеризуют количество приобретаемых населением материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов и других обязательных платежей. На уровень реальных доходов населения влияет величина заработной платы рабочих и служащих и оплата труда в колхозах, бесплатное образование, медицинское и культурное обслуживание, пенсии, стипендии и другие выплаты и льготы из общественных фондов потребления, льготная квартирная плата и оплата коммунальных услуг, стабильные или снижающиеся цены на потребительские товары, низкие тарифы городского транспорта и т. п.

  До революции выплаты рабочим сверх индивидуальной зарплаты и расходы на бесплатное обучение и медицинская помощь были крайне незначительны. По приблизительным расчетам ЦСУ СССР, все выплаты и льготы, получаемые рабочими промышленности и строительства сверх зарплаты, увеличились в 1975 по сравнению с 1913 в сопоставимых ценах более чем в 30 раз. Уровень жизни крестьян в дореволюционной России был низким. Они выплачивали около 20% своих доходов в виде земельных и других сборов, арендных и страховых платежей, отбывали различные повинности. В середине 70-х гг. налоги и сборы, уплачиваемые колхозниками, составляли лишь около 3% их доходов. Рост доходов населения происходил при значительном сокращении продолжительности рабочего дня и рабочей недели (см. раздел Труд).

  В СССР обеспечивается планомерный и быстрый рост реальных доходов всех слоев общества. С каждой пятилеткой уменьшается дифференциация реальных доходов различных групп населения. В целях сближения уровня жизни рабочих и крестьян реальные доходы колхозников повышаются более высокими темпами по сравнению с доходами рабочих. Так, реальные доходы рабочих и служащих в расчете на одного работающего в 1975 по сравнению с 1940 увеличились в 3,5 раза, а реальные доходы колхозников — в 5,8 раза. За 1961—75 произошло существенное сближение уровней реальных доходов колхозников и реальных доходов рабочих и служащих.

  Увеличение заработной платы рабочих и служащих, оплаты труда в колхозах, повышение пенсий, стипендий и других выплат и льгот, последовательная политика отмены и снижения ставок налогов определили высокие темпы роста реальных доходов населения (см. табл. 5).

  Табл. 5. — Рост реальных доходов населения (в расчете на душу населения)


Реальные доходы всего населения

1940

1960

1970

1975









в % к 1940

100

251

398

493

в % к 1960





159

177

в % к 1970



100

100

124

  Главную часть реальных доходов населения составляет оплата по труду. Большую роль в росте реальных доходов населения играют общественные фонды потребления. В СССР они растут более быстрыми темпами, чем фонд оплаты по труду. Долговременная социальная программа партии, направленная на рост благосостояния и культурного уровня трудящихся, вместе с повышением реальных доходов населения обеспечивает значит. рост потребления материальных благ (продовольственных и непродовольственных товаров, услуг, улучшение жилищных условий при низкой квартирной плате), расширение сети учреждений здравоохранения, образования, культуры, увеличение свободного времени трудящихся. Реальные доходы на душу населения в СССР удваиваются каждые 15 лет. Это значит, что на протяжении человеческой жизни социалистическое общество несколько раз переходит на качественно новый уровень потребления.

  Заработная плата рабочих и служащих и оплата труда в колхозах. Основной источник удовлетворения потребностей и роста благосостояния трудящихся — получаемая рабочими и служащими заработная плата и оплата труда колхозников за личное участие в общественном труде. Советское государство рассматривает зарплату не только как форму распределения общественного продукта по труду в соответствии с его количеством и качеством, но и как важный социально-экономический инструмент, стимул дальнейшего ускоренного развития социалистического производства, повышения его эффективности и роста производительности труда.

  В 1913—75 зарплата рабочих промышленности и строительства (за вычетом налогов, с добавлением пенсий, пособий, с учетом бесплатного обучения, лечения и других выплат и льгот) в расчете на одного работающего выросла в 6,5 раза. Денежные и натуральные доходы колхозников от общественного и личного сельского хозяйства (за вычетом налогов и сборов) в расчете на одного работающего выросли за этот период в 9 раз.

  В семейных бюджетах рабочих и служащих зарплата в 70-х гг. составляет примерно 4/5 всех индивидуальных доходов. Около 3/4 общего ежегодного прироста реальных доходов населения образуется за счет повышения зарплаты рабочих и служащих и оплаты труда в колхозах.

  Реальная зарплата растет путем повышения номинальной (денежной) заработной платы, а также за счет снижения или стабильности уровня розничных цен и снижения или отмены налогов. Так, среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих увеличилась с 33,1 руб. в 1940 до 146 руб. в 1975; одновременно начиная с 1947 снижались розничные цены, что вызывалось, в частности, необходимостью упорядочить уровни цен на потребит. товары, нарушенные во время Великой Отечеств. войны 1941—45.

  С середины 50-х гг. был взят курс на повышение уровня жизни преимущественным путем увеличения денежной зарплаты и оплаты труда колхозников в общественном хозяйстве. Предпочтение отдавалось низко- и среднеоплачиваемым категориям рабочих и служащих. Быстро повышался минимум зарплаты: с 27—35 руб. в 1957 до 40—45 руб. в 1959—65. В январе 1968 он был повышен до 60 руб.; в 1971—75 для рабочих и служащих сферы материального производства — до 70 руб. Одновременно повышалась зарплата среднеоплачиваемых групп рабочих и служащих. Эти процессы определяли динамику заработной платы в народном хозяйстве СССР (см. табл. 6).

  Табл. 6 — Рост среднемесячной денежной заработной платы рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства, руб.


Всего по народному хозяйству

1940

1960

1965

1970

1975

33,1

80,6

  96,5

122,0

145,8

Промышленность (промышленно-производственный персонал)


34,1


91,6


104,2


133,3


162,2

в том числе рабочие

32,4

89,9

101,7

130,6

160,9

Строительство

36,3

93,0

111,9

149,9

176,8

в том числе персонал, занятый на строительно-монтажных работах


34,0


92,4


112,4


153,0


181,1

из них рабочие

31,1

89,2

108,4

148,5

180,3

Транспорт

34,8

87,0

106,0

136,7

173,5

Связь

28,2

62,7

  74,2

  96,8

123,6

Сельское хозяйство

23,3

55,2

  75,0

101,0

126,8

в том числе совхозы, подсобные и прочие производств. и сельскохозяйственные предприятия: все рабочие и служащие


22,0


53,8


  74,6


100,9


126,7

из них рабочие

20,7

51,9

  72,4

  98,5

124,7

Торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки


25,0


58,9


  75,2


  95,1


108,7

Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения


26,1


57,7


  72,0


  94,5


109,0

Наука и научное обслуживание

47,1

105,3

116,8

136,8

155,4

Кредитование и государственное страхование


33,4


70,7


  86,3


111,4


133,8

Аппарат органов государственного и хозяйственного управления, органов управления кооперативных и общественных организаций


39,0


68,8


105,9


122,2


130,6


Табл. 7 — Рост валового дохода колхозника и оплаты труда колхозников


Валовой доход колхозов (без рыболовецких), в ценах соответствующих лет, млрд. руб.

1965

1970

1975

 

  17,9


    22,8


    22,3

Выдано в оплату труда колхозникам денег и продуктов, млрд. руб.


  11,5


    15,0


    16,7

в расчете на один колхозный двор, руб.

744,8

1045,7

1240,9

в расчете на один отработанный человеко-день, руб.

    2,68

     3,90

      4,54

  В конце 50-х — начале 60-х гг. было проведено повышение зарплаты рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства: до 1962 — рабочих и служащих производственных отраслей (промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского хозяйства и др.), в 1964—65 — работников отраслей, непосредственно обслуживающих население. За 6-ю и 7-ю пятилетки заработная плата повышалась в среднем на 3% в год, а за 8-ю и 9-ю — на 4,2% в год. В период 1971—75 Советское государство использовало два пути повышения зарплаты: за счет роста производительности труда и за счет повышения квалификации работников. Среднегодовая зарплата рабочих и служащих в 1975 была почти на 600 руб. больше, чем в 1965. За 1971—75 повышена зарплата более чем 75 млн. чел. (75% всех рабочих и служащих государственного сектора).

  В соответствии с программой социального развития и дальнейшего подъема уровня жизни народа, выработанной 25-м съездом КПСС, ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС в декабре 1976 приняли постановление о повышении минимума заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в непроизводственных отраслях народного хозяйства. Зарплата будет повышена 31 млн. работников в среднем на 18%. Затраты государства на эти цели составят свыше 7 млрд. руб. в расчете на год. Увеличивается зарплата рабочим и служащим просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, культурно-просветительских учреждений и театрально-зрелищных предприятий; работникам торговли и общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, научных учреждений, органов государственного управления и др. Значит. повышение зарплаты предусмотрено работникам массовых профессий — медицинским сестрам, санитаркам, фармацевтам, воспитателям ясельных групп, библиотекарям и клубным работникам (особенно на селе), продавцам и многим другим категориям рабочих, специалистов и служащих непроизводственных отраслей.

  Рост натуральных и денежных доходов колхозников также связан с повышением производительности труда и квалификации работников. При проведении мероприятий по увеличению оплаты труда в колхозах учитывалось повышение ставок и окладов работников совхозов. В соответствии с решениями Мартовского (1965) пленума ЦК КПСС колхозы перешли на денежную оплату труда, что связано с последовательным осуществлением курса на повышение личной материальной заинтересованности колхозников трудиться в общественном производстве. Впервые в колхозах установлена ежемесячная гарантированная оплата труда применительно к нормам выработки и оплаты труда в совхозах данного района, независимо от результатов хозяйственной деятельности; введено социальное страхование колхозников. Выросла оплата труда механизаторов. Повышены тарифные ставки и установлены надбавки за стаж работы трактористам-машинистам. Для работников животноводства установлены звания мастеров-животноводов 1-го и 2-го классов с начислением соответствующих доплат. Повысилась оплата труда специалистов. Эти мероприятия способствовали ускоренному по сравнению с городскими рабочими и служащими росту благосостояния сельских тружеников. Так, за 8-ю пятилетку оплата труда колхозников возросла на 46%, а зарплата работников совхозов — на 36 % ; за годы 9-й пятилетки — соответственно на 23 и 26%, тогда как зарплата рабочих и служащих увеличилась за 8-ю и 9-ю пятилетки соответственно на 26,5% и 20%. Наряду с денежными доходами колхозники получают от общественного хозяйства продукцию в счет натуроплаты. Кроме того, колхозники и работники совхозов имеют значит. доходи от приусадебных участков. Оплата труда колхозников зависит также и от валового дохода колхоза, быстрый рост которого — залог роста их благосостояния. В расчете на один колхозный двор валовой доход колхозов составлял: 1161 руб. в 1965, 1586 руб. в 1970, 1651 руб. в 1975. Одновременно росла денежная и натуральная оплата труда колхозников (см. табл. 7).

  Рост денежных доходов трудящихся сопровождался снижением в 1947—54 розничных цен на некоторые продовольственные и промышленные товары, что также способствовало росту реальных доходов населения. Повышению уровня жизни сельского населения содействовала также отмена в 1961 и в 1965 наценок на промышленные товары, реализуемые в деревне. В целом за 1951—1975 цены на товары народного потребления снижены на 25%. Индекс розничных цен на товары народного потребления в 1975 был на 39% выше уровня 1940, средняя месячная заработная плата по народному хозяйству за те же годы выросла в 4,4 раза, общественные фонды потребления — почти в 20 раз; в результате реальные доходы в расчете на душу населения выросли в 4,9 раза. Советское государство, опираясь на плановую социалистическую экономику, поддерживает стабильные цены на основные товары народного потребления и в то же время, по мере накопления товарных ресурсов и создания необходимых условий, осуществляет снижение цен на отдельные виды товаров. Стабильные розничные цены в СССР — свидетельство преимуществ социалистической плановой экономики перед капиталистической системой хозяйства, где за послевоенный период в несколько раз выросли цены на потребительские товары.

  Общественные фонды потребления — часть фонда потребления, используемая для удовлетворения потребностей населения сверх фонда оплаты по труду, т. е. бесплатно или на льготных условиях. За счет общественных фондов население СССР получает бесплатное медицинское обслуживание, пользуется бесплатным образованием на всех уровнях — от начального до высшего. Из этих фондов выплачиваются пособия, пенсии, стипендии, оплачиваются очередные отпуска, предоставляются бесплатные или льготные путевки в санатории и дома отдыха, покрываются в значит. части затраты на содержание детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (т. к. низкая квартирная плата не покрывает всех расходов государства на содержание жилого фонда). Общественные фонды потребления позволяют в известной мере выравнивать доходы различных социальных слоев населения, т. к. представляют собой форму распределения общественного продукта дополнительно к доходам по труду. По мере роста общественного производства и национального дохода увеличиваются общественные фонды потребления, которые с каждой пятилеткой играют все большую роль в жизни трудящихся СССР (см. табл. 8).

  В 1975 общественные фонды потребления достигали 90,1 млрд. руб. По сравнению с 1960 они выросли почти на 63 млрд. руб. и составляют 1/4 объема национального дохода. За 1966—70 население получило различных выплат и льгот из общественных фондов потребления 274 млрд. руб., за 1971—1975 393 млрд. руб.

  Табл. 8. — Рост общественных фондов потребления



1940

1965

1970

1975

Выплаты и льготы — всего, млрд. руб.

  4,6

  41,9

  63,9

 90,1

Из них:









Просвещение

  2,0
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 05:49:52