|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Способности | Способности (далее С) индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. С не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
В изучении С выделяются 3 основные проблемы: происхождение и природа С, типы и диагностика отдельных видов С, закономерности развития и формирования С
В истории философии С в течение длительного периода трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Отголоски таких представлений закрепились в обыденной речи, имеются рецидивы их возрождения и в научной литературе на базе достижений генетики. Несостоятельность понимания С как врожденных была подвергнута критике англ. философом Дж. Локком и французскими материалистами, выдвинувшими тезис о полной зависимости С индивида от внешних условий его жизни. Механистичность такого представления была преодолена в философии марксизма, где проблема С ставится на основе понимания человека как совокупности общественных отношений, диалектического подхода к трактовке соотношения внутреннего и внешнего.
Врожденными являются анатомо-физиологические особенности, выступающие как предпосылки возможного развития С, сами же С формируются в процессах осуществления разнообразной деятельности, в сложной системе взаимодействий индивида с др. людьми.
С, проявляемая в осуществлении некоторой конкретной деятельности, имеет комплексную структуру, складывающуюся из разнообразных компонентов. С этим связано широко распространенное явление компенсации: при относительной слабости или даже отсутствии одних компонентов высокая С к осуществлению некоторой деятельности достигается развитием др. компонентов. Этим же объясняется наблюдаемое различие в сочетаниях личностных и физиологических характеристик лиц, проявивших высокий уровень развития С к какой-либо одной определенной деятельности.
Единой и общепринятой типологии С в психологии не разработано. В качестве принципов ее построения использовались: различия в основных видах деятельности — инженерные, научные, художественные С (и более дробно — математические, физические С и т. п.), различия, связанные с особенностями работы органов чувств и высшей нервной деятельности; операциональные определения, основанные на применении разнообразных систем тестов с последующим факторным анализом результатов. С последним связаны попытки экспериментального выделения общих С, отвечающих требованиям не одной, а многих различных видов деятельности. Иногда при этом постулируется существование некоего общего интеллекта — неизменяемой всесторонней умственной одаренности (см. Коэффициент интеллектуальности). Этот постулат подвергается критике в советской психологической литературе.
Большое практическое значение, в частности для профессиональной ориентации, имеет диагностика сложившихся С (возможностей их становления) при профессиональном отборе и в спорте. Она осуществляется с помощью тестов, позволяющих давать также количественные оценки С
Качественный уровень развития С выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность С, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.
Большое место в психологических и педагогических исследованиях занимает проблема формирования С к конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития С через создание личностной установки на овладение предметом деятельности. Большое значение имеет научная отработка программ действия по освоению данного вида деятельности (созданы, например, методики по развитию музыкального слуха для лиц, не имеющих его).
Лит.: Теплов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; Ковалев А. Г., Мясищев В. Н., Психологические способности человека, т. 2, Л., 1960; Леонтьев А. Н., О формировании способностей, "Вопросы психологии", 1960, № 1; Петровский А. В., С и труд. М., 1966; Крутецкий В. А., Психология математических способностей, М., 1967.
Н. Г. Алексеев. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 13:26:21
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|