|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Спенсер Герберт | Спенсер (далее С) (Spencer) Герберт (27.4.1820, Дерби, - 8.12.1903, Брайтон), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на дороге (1837-41), затем сотрудничал в журнале "Экономист" ("Economist") (1848-53), большую часть жизни провел как кабинетный ученый. Философия С. явилась дальнейшим развитием позитивизма О. Конта, хотя С. и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на С. оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Милля, кантианство, натурфилософские идеи Ф. Шеллинга и шотландская школа.
Философию С. понимал как максимально обобщенное знание законов явлений; т. о., философия, по С., отличается от частных наук чисто количественно, степенью обобщенности знания. С. исходит из деления мира на Познаваемое и Непознаваемое (в этом смысле его философия может быть понята как упрощенная модификация учения И. Канта. Познаваемое - "мир явлений", Непознаваемое - "вещь в себе"). Наука, по мысли С., способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувственными восприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой точки зрения "...материя, движение и сила лишь символы неведомого реального" ("Основные начала", СПБ, 1897, с. 466). Непознаваемое выступает у С. как "первоначальная причина", в признании наличия которой сходятся наука и религия (см. там же, с. 82-103).
В теории познания С. развивал концепцию т. н. трансформированного реализма, утверждая, что ощущения не похожи на предметы; однако каждому изменению предмета соответствует определенное изменение структуры ощущений и восприятий ("иероглифизм"). С. пытался соединить эмпиризм с априоризмом (см. Априори), признавая априорное (самоочевидное) физиологически закрепленным опытом бесчисленных поколений предков. Согласно С., то, что априорно для личности, апостериорно для рода.
Специфическая особенность позитивизма С. - его учение о всеобщей эволюции, основанное на механистической интерпретации эмбриологии К. Бэра, геологического учения Ч. Лайеля, физического закона сохранения и превращения энергии и дарвинизма. С. сводил понятие эволюции к непрерывному перераспределению телесных частиц и их движению, соединению (интеграции) и рассеянию (дезинтеграции). Под это механистическое понимание эволюции С. пытался подвести все явления - от неорганических до нравственных и социальных, утверждая, что общее направление эволюции - к равновесию. Отказываясь искать причины эволюции С. понимал эволюционизм как простое описание наблюдаемых фактов. Отсюда возникает внутреннее противоречие концепции С.: учение об эволюции не относится им к сфере сущности, в области же явлений оно не вправе претендовать на объяснение закономерной связи между последовательными состояниями тел. Теория эволюции С. не могла объяснить качественные изменения в развитии; это отчетливо выразилось также в понимании С. биологической эволюции - как приспособления внутренних отношений к внешним с целью сохранения существования (см. "Основания биологии", т. 1-3, СПБ, 1899).
С. является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках различных административных органов С. понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела. Основным законом социального развития С. считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущественно наибольшую приспособленность "дифференцированного" (т. е. разделенного на классы) общества. С. - противник социализма, считавший революцию "болезнью" общественного организма.
В этике С. стоял на позициях утилитаризма и гедонизма; нравственность, по С., связана с пользой, которая и есть источник наслаждения. Эстетические воззрения С. сочетают различные мотивы: принцип бесцельной целесообразности Канта, понимание искусства как игры, идущее от Ф. Шиллера, и утилитаризм, согласно которому прекрасно то, что было в прошлом полезно. Психология С. явилась одним из источников психофизического параллелизма (см. Психофизическая проблема) и генетической психологии. Педагогические идеи С. были связаны с пропагандой утилитарного, естественнонаучного образования. С. внес значительный вклад в изучение первобытной культуры, был одним из представителей эволюционной школы в этнографии, разработал теорию происхождения и развития религиозных верований.
Философия С. была квинтэссенцией буржуазно-либеральных иллюзий викторианской (доимпериалистической) эпохи в истории Англии и резюмировала принципы и достижения естествознания середины 19 в. Она пользовалась большой популярностью, оказала значительное влияние на эмпириокритицизм и неопозитивизм.
Соч.: Works, v. 1-18, L. - . ., 1910; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-7, СПБ, 1866-69; Соч., т. 1-7, СПБ, 1898-1900: Автобиография, ч. 1-2, СПБ, 1914.
Лит.: Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960, гл. 4; Богомолов А. С., Идея развития в буржуазной философии 19 и 20 вв., (М.), 1962, гл. 2; Кон И. С., Позитивизм в социологии, (Л.), 1964, гл. 2; Hudson ., An introduction to the philosophy of . Spencer, . ., 1894; Royce J., . Spencer, . ., 1904; Haberlin ., . Spencer"s Grundlagen der Philosophic, Lpz., 1908; Duncan D., The life and letters of . Spencer, . ., 1908; Schwarze ., . Spencer, Lpz., 1909; Taylor A. E., Herbert Spencer, . ., 1928: Runmey J., . Spencer"s sociology, L., 1934; Peel J., . Spencer. The evolution of a sociologist, . ., 1971.
И. С. Нарский. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 11:59:12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|