Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Сновидения

Сновидения (далее С) субъективно переживаемые психические явления, периодически возникающие во время естественного сна. Интерес к С характерен для всех эпох человеческой культуры (убеждение в том, что С имеют жизненно практический смысл и подлежат истолкованию), однако подход к ним существенно менялся на протяжении истории. Многие памятники древней письменности свидетельствуют о том, что толкование С занимало большое место не только в религиозных ритуалах, но и в повседневной жизни и даже при решении военных и государственных дел (Древний Восток, Китай и др.). В С видели откровение богов или вторжение демонов, один из способов контакта с "невидимым" миром. Древнейший дошедший до нас сонник (около 2000 до н. э., Древний Египет) содержит истолкование 200 снов и описание магических ритуалов для "защиты" спящего от вредоносных духов. Толкование С с целью указания путей лечения играло большую роль в древнейшей медицине, еще не отделившейся от религиозно-магической практики (храмовый сон — т. н. инкубация).

  Первые опыты рационального истолкования С принадлежат древнегреческим философам (Демокрит и др.). Согласно Платону, С могут служить источником творческого вдохновения. Основателем психологического подхода в объяснении С явился Аристотель, который рассматривал их как продолжение деятельности в состоянии сна. Систематизатором греческих, египетских, восточных толкований символики С выступил во 2 в. н. э. Артемидор; его "Онейрокритика" послужила источником бесчисленных позднейших сонников. В средние века преобладало религиозно-моралистическое истолкование С, восходившее к библейским представлениям. В эпоху Возрождения истолкование С тесно переплеталось с оккультизмом, рост рационализма вытеснил интерес к С на периферию культуры. В 19 в. этот интерес постепенно возрождался с развитием эмпирических исследований в области психологии, особенно в связи с проблемой бессознательного. В то же время этнологи раскрыли большую роль С в примитивных культурах, их связь с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов С Начиная с эпохи романтизма, подчеркивалось значение С в психологии творческого процесса. Первая попытка создать систематическую психологическую теорию С была предпринята З. Фрейдом в 1900 ("Толкование С", рус. пер., М., 1913). Фрейдом и его школой психоанализа был накоплен большой клинический материал, характеризующий типы и закономерности протекания С, связь их с архаическим или инфантильным мышлением, с невротическими симптомами, фантазиями и т. д. Однако в истолковании сновидений Фрейд преувеличивал роль сексуальных мотивов, а также ранних детских воспоминаний. С, по Фрейду, — это иллюзорное осуществление вытесненных (см. Вытеснение) желаний. В глубинной психологии, а также в психотерапии придается особое значение анализу С как методу проникновения в бессознательные психические процессы; при этом подчеркиваются компенсаторные функции С как восполнения действительной жизни (А. Адлер), С рассматриваются как предвестники будущих тенденций развития личности (К. Г. Юнг), как отражение бессознательного коллективного "родового" опыта и т. п. Изучение С ведется в разных направлениях — этнографией, историей культуры, медициной (С как средство диагностики), экспериментальной психологией.

  Д. Н. Ляликов.

  С отличаются связным сюжетом, эмоциональностью, элементами причудливости, фантастичности, нереальности в событиях и отношениях; носят чувственный характер, с переживанием живых, преимущественно зрительных, образов. В С спящий может быть зрителем или участником — "пассивные" или "активные" С У взрослых, как правило, в С не включаются события истекшего дня. С следует отличать от малоэмоциональных, реалистичных по содержанию, субъективных переживании во сне, носящих характер "мыслей" типа продумывания событий истекшего дня. С отмечают при пробуждениях главным образом из фазы "быстрого" сна (80—90%) или в течение нескольких минут после ее завершения, т. к. С быстро забываются. В течение одного периода "быстрого" сна могут переживаться несколько С Насыщенность их событиями и эмоциями обычно сочетается с усилением фазических проявлений "быстрого" сна. Предположение о том, что движения глаз и другие проявления активности зрительной системы в "быстром" сне связаны с рассматриванием зрительных объектов в С, не подтверждается. С могут переживаться и в фазе "медленного" сна. Мыслеподобная активность обнаруживается, как правило, при пробуждениях из стадий "медленного" сна. В связи с повторным чередованием фаз "медленного" и "быстрого" сна (в последовательных его циклах) С могут переживаться за ночь несколько раз, причем по мере приближения к утреннему пробуждению они становятся более длительными (в соответствии с возрастающей продолжительностью фазы "быстрого" сна в цикле), чувственными, насыщенными событиями и эмоциями, более причудливыми, фантастичными, включающими в сюжет события из более отдаленного прошлого. Полагают, что физиологические механизмы С обусловлены сложным взаимодействием лимбических, стволовых и неокортикальных образований, складывающимся во время "быстрого" сна. Участие мозговых механизмов памяти, эмоций и обеспечивают, по-видимому, необычное сочетание обычных воспоминаний в С Детям свойственны обычно приятные С, теснее связанные с событиями минувшего дня, с исполнением желаний. Особенности переживания С зависят от типа нервной системы, индивида, состояния его здоровья, физиологических циклов (например, менструальный цикл у женщин). Известны "творческие" С, когда поэт находил в них удачную рифму, а ученый — решение трудной задачи, приводившее к научному открытию. Целостной общепринятой теории С не существует. Представления об отражении в С хаотической продукции дезорганизованного сном мозга (аналогично патологической психической продукции при травмах мозга, интоксикациях) опровергаются выясненным регулярным характером С, связностью их сюжета, электрической активностью мозга во время их переживания, близкой к активности бодрствования, а не "глубокого" сна. Предполагается важная роль переживания С при адаптации к эмоциональному стрессу путем формирования механизмов психологической защиты.

  Лит.: Латаш Л. П., Нейрофизиология сна и сновидений, в кн.: Клиническая нейрофизиология, Л., 1972; Woods R. L., Greenhouse Н. В., The new world of dreams, . ., 1974.

  Л. П. Латаш.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 16:35:08