Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Славяне

Славяне (далее С) крупнейшая в Европе группа народов, объединенная близостью языков (см. Славянские языки) и общностью происхождения.

  Общая численность слав. народов на 1970 — около 260 млн. чел., из них: русских — свыше 130 млн., украинцев — 41,5 млн., белорусов — 9,2 млн.; поляков — около 37 млн., чехов — около 10 млн., словаков— 4,7 млн., лужичан — 0,1 млн.; болгар — 7,9 млн., сербов — 9 млн., хорватов — 4,8 млн., словенцев — 2,1 млн., черногорцев — 0,6 млн., македонцев (в Югославии) — 1,2 млн.

  Источники по истории древних С — предков современных слав. народов — археологические и лингвистические данные, сведения греко-римских и византийских историков (Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопий Кесарийский и др.), раннесредневековые летописи, хроники. Древнейшие исторические сведения о С, известных тогда под именем венедов, относятся к 1—2 вв. н. э. С середины 6 в. наименование Sklabenoi, Sciaveni неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й половине 7 в. относится первое упоминание о славянах (сакалиба) у арабских авторов (Абу Малик аль-Ахталь). "

  Данные языкознания связывают древних С с областью Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от Эльбы и Одер на З., в бассейн Вислы, в Верхнее Поднестровье и до Среднего Поднепровья на В. Северными соседями С были германцы и балты, составлявшие вместе с С северную группу индо-европейских племен. Восточными соседями С были западноиранские племена (скифы, сарматы), южными — фракийцы и иллирийцы, западными — кельты: Вопрос о древнейшей "родине" С остается дискуссионным, но большинство исследователей считает, что она находилась к В. от Вислы.

  По предположению многих советских, польских, чехословацких археологов, древние С, так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племен шнуровой керамики культуры, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс. до н. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе. В последующее время С были представлены несколькими, генетически связанными между собой археологическими культурами, особое значение среди которых имели тшинецкая культура, распространенная в 3-й четверти 2-го тыс. до н. э. между Вислой и средним Днепром, лужицкая культура (13—4 вв. до н. э.) и поморская культура (6—2 вв. до н. э.) на территории современной Польши. В Поднепровье некоторые археологи считают праславянами носителей чернолесской культуры (8 — начало 6 вв. до н. э.), невров или даже скифов-пахарей у Геродота. Предположительно с С связывают подгорневскую культуру и милоградскую культуру (7 в. до н. э. — 1 в. н. э.). Существовавшая с конца 1-го тыс. до н. э. на Припяти и в Среднем Поднепровье зарубинецкая культура связывается с предками восточных славян. Это была культура развитого века, ее носители занимались земледелием, скотоводством и ремеслами. Вероятно, у некоторых передовых племенных групп родовая община сменилась уже территориальной.

  Во 2—4 вв. н. э., в результате движения на Ю. герм. племен (готы, гепиды), целостность территории С была нарушена, что имело, по-видимому, большое значение в обособлении С на западных и восточных. Основная масса носителей зарубинецкой культуры передвигается в первых веках н. э. на С и С-В. по Днепру и Десне (позднезарубинецкая культура). В 3—4 вв. в Среднем Поднепровье обитали племена, оставившие Черняховские древности. Некоторые археологи считают их славянами, большинство — полиэтнической группировкой, включавшей слав. элементы. В конце 5 в., после падения державы гуннов, начались продвижение С на юг (к Дунаю, в Северо-Западном Причерноморье) и их вторжения в балканские провинции Византийской империи. Племена С разделялись тогда на две группы — антов (вторгавшихся на Балканский полуостров через низовья Дуная) и склавинов (нападавших на византийские провинции с С и С-3.; о вторжении С на Балканский полуостров см. в ст. Великое переселение народов). Колонизация Балканского полуострова была результатом не переселения, а расселения С, они удержали все свои старые земли в Центральной и Восточной Европе. Во 2-й половине 1-го тыс. С заняли Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшие ранее восточным балтам и финно-угорским племенам, а также земли по нижней Эльбе и юго-западному побережью Балтийского моря (см. Полабские славяне, Бодричи, Лютичи) и превратились в крупнейшую этническую группу Европы. Как анты, так и склавины распадались на отдельные племена группировки: уже в 7 в. известны дулебы, вероятно, тогда же существовали и другие "племена" С, перечисленные в "Повести временных лет" (поляне, северяне, древляне, кривичи, уличи, тиверцы, хорваты, радимичи, дреговичи, вятичи и др.). В 7—8 вв. среди объединений С, проникших на Балканский полуостров, были известны драгувиты, сагудаты, верзиты, северы (северяне) и многие др.

  Свидетельства письменных источников подтверждаются археологическими памятниками С 6—7 вв., которые хорошо известны на территории СССР (Поднепровье, Побужье, Поднестровье), Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Это остатки поселений с жилищами-полуземлянками с бревенчатым срубом (реже — наземные столбовые постройки), отдельные городища-убежища, могильники и курганы с остатками трупосожжений. Во взаимодействии с искусством ближайших соседей — германцев на З., угро-финнов на С и С-В., скифов и сарматов на Ю. и Ю.-В., фракийцев на Ю.-З. — развивалось искусство С Многообразны образцы керамики, украшенной процарапанным и рельефным орнаментом. Ювелирное искусство представлено и бронзовыми фибулами с гравированными и литыми узорами, женскими украшениями. Наиболее характерные мотивы орнамента были связаны с культами Солнца (круг, крест, свастика), воды и дождя (волнистые и сетчатые узоры), молнии (зигзаги). Космологические представления С отразились и в отдельных произведениях монументальной скульптуры (например, в Збручском идоле). Наиболее распространенным типом пластики С были воздвигавшиеся в центре святилища изображения богов, нередко имеющие несколько ликов и отличающиеся статичностью и нерасчлененностью форм. В 7 в. в некоторых ювелирных изделиях С проявилось возрастающее влияние византийского искусства.

  На основе письменных источников 6—12 вв., археологических и этнографических сведений выявляются некоторые черты древнеславянской мифологии и религии. К древнейшим формам религии относятся семейно-родовые культы предков — "родителей" (пережитки его — образ Щура или Чура, домового и т. п.), к ним относится культ Рода и Рожениц, которые связаны и с плодородием. Общинные земледельческие культы впоследствии были приспособлены к христианским праздникам (святки и т. п.). К земледельческим культам имели отношение небесные божества Сварог и Дажбог. Бог грозы Перун возглавил в период распада родового строя пантеон слав. божеств. К низшим божествам относились леший (duch lisny — польск.), водяной (vodnik — чеш.), полевой дух — полудница (pripoldnica — лужицк.), вилы — водяные, полевые, лесные, горные или воздушные девы и т. п. Общеслав. пантеон, вероятно, отсутствовал (у разных групп повторяется лишь Перун). В конце 1-го тыс. наблюдается перерождение племенных культов в государственные.

  Письменные и археологические данные свидетельствуют о том, что в третьей четверти 1-го тыс. у С происходил процесс разложения первобытнообщинных отношений, что было обусловлено изменениями в экономической жизни С, прежде всего в системе земледелия и землепользования, развитием ремесел. С занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремеслами, жили соседскими общинами; историческая обстановка (войны, расселение) способствовала процессу распада родовых связей, развитию частной собственности на орудия и средства производства и образованию классов.

  В итоге расселения С по огромным пространствам, имевшим различное местное население, этническая и языковая общность С начала постепенно разрушаться, что привело к образованию существующих доныне трех славянских группировок — западной, восточной и южной. С распадом родового строя и с возникновением древнейших слав. государств (Первое Болгарское царство (см. в ст. Болгария), государства Само, Великоморавская держава, Карантания, Киевская Русь) в конце 1-го тыс. н. э. начали формироваться средневековые слав. народности: поляки и чехи, а несколько позже — словаки (западные славяне); словенцы, сербы, хорваты и болгары (южные С). У восточных С шел процесс формирования древнерусской народности. С 9—10 вв. среди С начинает распространяться христианство, постепенно занявшее положение господствующей религии. Глубокое влияние на сложение национальных культур эпохи формирования раннефеодельных государств Восточной Европы (8—9 вв.) оказало художественное наследие С

  В последующие столетия территория расселения С претерпела существенные изменения. Продвинувшиеся в долину среднего Дуная мадьярские (венгерские) племена (конец 9 в.) отрезали западных славян от южных, причем часть слав населения Паннонии была ассимилирована венграми. Терртория западных С сократилась под натиском немцев (см. "Дранг нах Остен"). Продвинувшись на восток, немцы уничтожили или поглотили почти всех полабских С (кроме небольшой группы, из которой сформировались лужичане) и поморских С (кроме кашубов); поляки на С были в значительной части отрезаны от Балтийского моря, а на Ю., где немцы проникли до Силезии, оказались отчленены от чехов; немцы заняли и часть чешских земель. Несколько сократилась территория южных С; большая часть их на Пелопоннесском полуострове была ассимилирована греками; шел процесс ассимиляции австрийцами каринтийских словенцев. Во 2-й половине 14 в. началось наступление турок, которые заняли территории болгар и сербов, заставив часть последних переселиться из т. н. Старой Сербии на север, в область Воеводины. В борьбе против турок оформились южнославянские народности. У восточных С в 13 в. в результате нашествия монголо-татар оказались обезлюднены многие южные и юго-восточные области, однако уже в 15 в. в ходе борьбы с Золотой Ордой и возникшими после ее распада татарскими ханствами заселение этих областей возобновилось. В это время развернулся и процесс формирования восточно-славянских народностей — русских и украинцев, а несколько позже — белорусов. После падения в 16 в. Казанского и Астраханского ханств русские расширили территорию своего расселения, продвинувшись в Поволжье, Приуралье и далее — в Сибирь; украинцы после падения Крымского ханства заселили Причерноморские степи и вместе с русскими — степные и предгорные районы Северного Кавказа. Этническая территория белорусов осталась без существенных изменений.

  Сравнительно позднее этническое разделение слав. народов, общность их исторических судеб, проявившаяся, например, в борьбе против немецких и турецких феодалов, а также во многом сходные трудности национального развития, вызванные утратой многими из них государственности (большая часть западных и южных С была включена в Австрийскую, позже Австро-Венгерскую, империю и Османскую империю), — все это способствовало сохранению сознания славянской общности, которое заметно усилилось в 19 в., когда развернулся процесс формирования буржуазных наций. Однако в то время оно нередко искажалось политическими идеями панславизма. Национальный гнет и тяжелое экономическое положение слав. народов в конце 19 — начале 20 вв. вызвали сильную эмиграцию их в других страны Европы (например, во и за океан (преимущественно в США и Канаду). Общая численность славянских народов на начальник 20 в. составляла около 150 млн. человек, в том числе: русских — свыше 65 млн., украинцев — около 31 млн., белорусов — около 7 млн.; поляков — свыше 19 млн., чехов — свыше 7 млн., словаков — свыше 2,5 млн.; сербов и хорватов — свыше 9 млн., болгар — 5,5 млн., словенцев — 1,5 млн. Основная масса слав. населения находилась в России — 107,5 млн. чел.; в Австро-Венгрии — около 25 млн. чел., — свыше 4 млн. чел.; в странах Америки — свыше 3 млн. чел.

  Результатом национальных движений среди южных и западных С, развернувшихся с середины 19 в., было воссоединение их этнических территорий и создание государственности; этот процесс был ускорен поражением Турции в войне с Россией (1877—78) и в 1-й Балканской войне (1912), а также поражением Австро-Венгрии в 1-й мировой войне 1914—18. Послевоенные международный акты фиксировали новые границы Болгарии, сложение многонациональных славянских государств Югославии и Чехословакии, восстановление национальной государственности Польши. Октябрьская революция 1917 в России привела к созданию национальной государственности украинцев и белорусов, которые наряду с русскими в ходе социально-экономических преобразований сформировались в социалистической нации.

  Солидарность славянских народов активно проявилась и окрепла в годы 2-й мировой войны 1939—45, в ходе борьбы против фашизма. В 1939 и в первые послевоенные годы произошло воссоединение всех украинских и белорусских земель, а также восстановление исконной этнической территории поляков и чехов. В результате политических и социально-экономических преобразований в Восточной и Юго-Восточной Европе сложились социалистические славянские государства и сформировались славянские социалистические нации: польская, чешская, словакская, сербская, хорватская, болгарская и др. (Об их истории, экономике, культуре и искусстве см. статьи по соответствующим странам и народам.)

  Источн.: Иордан, О происхождении и деяниях гетов, Getica, пер. с греч., М., 1960; Прокопий из Кесарии, Война с готами, пер. с греч., М., 1950; Феофилакт Симокатта, История, (пер. с греч.), М., 1957; Мишулин А. В., Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по в. н. э., "Вестник древней истории", 1941, № 1.

  Лит.: Народы Европейской части СССР, т. 1, М., 1964; Народы зарубежной Европы, т. 1, М., 1964; Погодин А. Л., Из истории славянских передвижений, СПБ, 1901; Шахматов А. А., Древнейшие судьбы русского племени, П., 1919; Нидерле Л., Славянские древности, пер. с чеш., М., 1956; Третьяков П. Н., У истоков древнерусской народности, Л., 1970 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 179); его же, Некоторые данные об общественных отношениях в восточнославянской среде в 1 тысячелетии н. э., "Советская археология", 1974, № 2; Ляпушкин И. И., Днепровское лесостепное Левобережье в эпоху Археологические разыскания о времени заселения Левобережья славянами, М. — Л., 1961 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 104); его же. С Восточной Европы накануне образования древнерусского государства ( — первая половина IX в.). Историко-археологические очерки, Л., 1968 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 152); Бернштейн С Б., Очерк сравнительной грамматики славянских языков, М., 1961; Филин Ф. П. Образование языка восточных славян, М. — Л., 1962; С накануне образования Киевской Руси, М., 1963; Горнунг Б. В., Из предыстории образования общеславянского языкового единства, М., 1963; Рыбаков Б. А., Языческое мировоззрение русского средневековья, "Вопросы истории", 1974, № 1; Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов, М., 1974; Смирнов Ю. И., Славянские эпические традиции, М., 1974; Алексеева Т. И., Этногенез восточных славян по данным антропологий, М., 1973; ее же, С и германцы в свете антропологических данных, "Вопросы истории", 1974, №3; NiederiIe L., Slovanske starozitnosti, (2 vyd.), dl 1—3, Praha, 1906—25; его же, Zivot starych slovanu, dl 1—3, Praha, 1911—34; Lehr Splawinski Т., О pochodzeniu i praoji czyznie stowian, Poznan, 1946; Szymanki ., Slowianszczyzna wschodnia, Wroclaw, 1973; Slowianie w dziejach Europy, Poznan, 1974, Gimbutas М., The Slavs (L. 1971) (лит. с. 189—196).

  П. Н. Третьяков, В. И. Козлов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 22:43:24