Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Скрипка

Скрипка (далее С) (от скрипеть; итал. violino, уменьшительное от viola, франц. violon, англ. violin, нем. Geige), струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру инструмент скрипичного семейства (С, альт, виолончель, контрабас). 4 струны С настроены по квинтам. При игре держится на плече (а браччо). Диапазон: от соль малой октавы до до3. Общая длина 600 мм (в педагогической практике применяются С и меньшего размера). Основной прием извлечения звука — ведение смычком по струнам, используется способ игры флажолетами, иногда звук извлекается щипком — пиццикато. Наряду с фортепьяно С наиболее распространенный сольный концертный инструмент. Существуют различные теории происхождения С: от смычковых инструментов, занесенных арабами в 8 в. в западно-европейские страны, от средневековых кроты, виелы (эти инструменты, в отличие от С, не держались на плече). Многочисленные факты, однако, устанавливают связь С с народным музыкальным инструментом славян. В польских землях еще в 15 в. (когда в странах Западной Европы господствовали виолы с терцово-квартовой настройкой) бытовал 3-струнный смычковый инструмент типа С, с настройкой струн по квинтам. Эта народная С не имела еще строго установленных пропорций, не была покрыта лаком, обладала острым, резким звуком (отсюда и название С — польское skzypce), высоким регистром (о польской С писал немецкий музыковед М. Агрикола в 1528). Классический тип С вырабатывался на протяжении 15—16 вв. одновременно в Польше, Италии, На основе усовершенствования народный С и использования опыта, накопленного мастерами в построении музыкальных смычковых инструментов, был создан классический тип С, сочетавший высокую тесситуру с певучестью и технической подвижностью. В 16—18 вв. в Северной Италии сложились крупнейшие школы скрипичных мастеров — в Бреше (Г. да Сало, Дж. Маджини), Кремоне (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, Л. Страдивари) и др. Мастерами кремонской школы была окончательно установлена конструкция С, выработан специфически скрипичный тембр. Итальянская С применяются в современной исполнительской практике, многие из них считаются непревзойденными. Утверждение С как ведущего сольного концертного инструмента сыграло большую роль в истории музыкального искусства. Новые жанры инструментальной музыки 17—18 вв. — сольная соната и концерт — возникли первоначально как жанры скрипичной музыки. Инструменты скрипичного семейства во главе со С составили основу определившихся к середине 18 в. классического состава симфонического оркестра и струнного квартета.

  В 17—18 вв. интенсивно развивается искусство сольной игры на С, создается скрипичная музыка (А. Вивальди, Дж. Тартини — Италия; Ф. Бенда, Я. Стамиц —Чехия; Ж. М. Леклер, П. Гавинье — и др.). В 19 в. большую роль в развитии скрипичного искусства сыграл итальянский скрипач и композитор Н. Паганини. Среди скрипачей — исполнителей и композиторов 19—20 вв.: Дж. Б. Виотти, П. Роде, Р. Крейцер ( А. Вьетан, Э. Изаи (Бельгия), К. Липиньский, Г. Венявский (Польша), Я. Кубелик (Чехия), И. Иоахим, Е. Хубаи (Венгрия), Ф. Крейслер (Австрия), Дж. Энеску (Румыния). Крупных скрипачей выдвинула русская скрипичная школа: И. Е. Хандошкин (2-я половина 18 в.), А. Ф. Львов, Н. Я. Афанасьев (19 в.) и др. В начале 20 в. скрипичный класс Петербургской консерватории, возглавлявшийся Л. С Ауэром, приобрел значение мирового центра скрипичного искусства (ученики Луэра: Я. Хейфец, Е. Цимбалист, М. Эльман, М. Полякин). Выдающиеся скрипачи современности — Д. Ф. Ойстрах и Л. Б. Коган (СССР), И. Менухин и И. Стерн (США), Г. Шеринг (Мексика) и др. См. илл.

  Лит.: Витачек Е., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. В. Доброхотова, 2 изд., М., 1964; Ямпольский И., Русское скрипичное искусство, т. 1, М. — Л., 1951, гл. 1—2.

  И. М. Ямпольский.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 07:01:31