Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Сковорода Григорий Саввич

Сковорода (далее С) Григорий Саввич (22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, — 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области), украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750—53 (по др. данным, 1747—1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.); по возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в с. Каврай. С 1759 около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг. вел образ жизни странствующего нищего философа; сочинения его при жизни распространялись в рукописях.

  С. был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с ее культом материального довольства и преуспевания.

  Философское учение С., изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трех "миров": макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, "символической" реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей; ее наиболее совершенный образец есть, по С., Библия. Каждый из этих миров состоит из "двух натур": видимой ("тварь", сотворенный мир) и невидимой ("бог"). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению С., основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении "внутреннего", "сердечного", "единого" человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная "форма", законоустрояющая "материю", что дает возможность говорить о тенденции С. к пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для С. характерно и напряженное внимание к античному философскому наследию (прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений С., где пророческие интонации причудливо уживаются с приемами сократического диалога. В истолковании Библии С. придерживается символического метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена С. воспринял и античное представление о безначальности и бесконечности тварного мира.

  Социальные и педагогические взгляды С. основаны на учении о "сродности", "сродном труде". "Сродность" каждого человека к определенному виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою "сродность", становится воистину счастлив. Согласно С., только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества. Т. к. не всякий человек способен к творческому усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у С. напоминает сократовскую "родовспомогательницу": задача наставника — не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, "сродности".

  С. принадлежит сборник стихотворений "Сад божественных песней", в котором преобладают традиции староукраинской песенной лирики, сборник басен в прозе. Литературной манере С. свойственны экспрессивность образов, контрастные переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие метафор, антитез, сквозных мотивов, символов. Демократизм стиля, диалогическая, "многоголосая" форма выражения идей еще при жизни С. способствовали широкой популярности сочинений и личности странствующего философа. Критические мотивы стихотворений и басен С., их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в дальнейшем украинской литературой.

  Соч.: Соч., Хар., 1894; Повне зiбрання творiв, т. 12, К., 1973; Соч., т. 12, М., 1973.

  Лит.: Эрн В. Ф., Г. С. С, М., 1912; Багалiй Д., Украiнський мандрований (философ Г. С, (Хар.), 1926; Попов П. М., Григорiй С, К., 1960; Редько М., Свiтогляд Г. С. Сковороди, Львiв, 1967; Беркович Е. С., Ставинська Р. А., Штраймиш Р. 1., Г. С. Бioбiблioграфiя, Хар., 1968; Hiженець А. М., На зламi двох свiтiв, Хар., 1970; Педагогiчнi iдеi Г. С. Сквороди. Сб. ст., К., 1972; Табачников И. А., Григорий С, М., 1972; Махновець Л., Григорiй С, К., 1972; Лощиц Ю. М., С, М., 1972.

  Ю. М. Лощиц.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 14:11:05