Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Сионизм

Сионизм (далее С) (от названия холма Сион в Иерусалиме), наиболее реакционная разновидность еврейского буржуазного национализма, получившая значительное распространение в 20 в. среди еврейского населения капиталистических стран. Современный С - националистическая идеология, разветвленная система организаций и политика, выражающая интересы крупной еврейской буржуазии, тесно связанной с монополистической буржуазией империалистических государств. Основное содержание современного С - воинствующий шовинизм, расизм, антикоммунизм и антисоветизм.

  Как политическое течение С возник в конце 19 в. Он был призван отвлечь еврейские трудящиеся массы от революционной борьбы, сохранить господство буржуазии над трудящимися. Во исполнение этих целей идеологи С выдвинули планы решения "еврейского вопроса" путем создания с помощью великих держав "еврейского государства". Эта идея была изложена, в частности, в книге одного из идеологов С австрийского журналиста Теодора Герцля "Еврейское государство" (1896). В 1897 в Базеле состоялся 1-й сионистский конгресс, на котором была основана Всемирная сионистская организация (ВСО), провозгласившая официальной целью С "создание для еврейского народа правоохраняемого убежища в Палестине".

  Идеологическая доктрина С весьма эклектична. Она активнейшим образом использует многие догмы иудаизма, а также включает в себя трансформированные идеологами С теории буржуазного национализма, социал-шовинизма и др. Ее основные положения сводятся к следующему: евреи различных стран мира представляют экстерриториальную "единую всемирную еврейскую нацию"; евреи - "особый", "исключительный", "избранный богом" народ; все народы, среди которых живут евреи, так или иначе - антисемиты; антисемитизм - явление "извечное"; ассимиляция, т. е. слияние евреев с окружающими их народами, "противоестественна и греховна", евреи-де имеют "исторические права" на "земли библейских предков" (Палестину и прилегающие к ней области), на которых им и надлежит сконцентрироваться и построить "чисто еврейское" "эгалитарное государство". Идеологи С пытаются доказать "неразрывную связь евреев во всем мире" с С, которому, где бы они ни находились, должны подчинять свои интересы. Ополитизированные догматы иудаизма о "богоизбранности" и мессианстве евреев, а также мифический тезис об их "исключительности" составляют одну из основ имманентно присущего идеологии и практике С крайнего национализма, шовинизма и расизма. Идеологи С утверждают, что "еврейский вопрос" - "вечный", "особый" и надклассовый вопрос. Сионисты всячески пропагандируют лживую идею классового мира между трудящимися евреями и еврейской буржуазией ("все евреи - братья"). Все формы классовой борьбы среди евреев объявляются идеологами С национальным предательством. При помощи демагогии и тактических маневров сионисты всегда стремились и пытаются ныне скрыть антинародную реакционную сущность С, выдавая его за "национально-освободительное движение мирового еврейского народа".

  После образования в 1948 по решению ООН государства Израиль (на части территории Палестины) С стал официальной государственной идеологией Израиля. Главными целями С провозглашаются безусловная поддержка этого государства евреями всего мира, собирание в Израиле евреев со всего мира, обработка в сионистском духе еврейского населения различных стран. С ставит задачу расширения этого государства до границ т. н. "Великого Израиля". Для решения этой задачи сионисты используют тезис о "вечном антисемитизме" и вместе с тем нередко прибегают сами к его разжиганию. С лежит в основе официальной государственной политики Израиля. Государство Израиль объявлено сионистами родиной всех евреев, где бы они ни жили и как бы ни относились к сионизму. На 28-м конгрессе ВСО (состоялся в 1972 в Иерусалиме) в нарушение норм международного права было принято "коллективное обязательство всех национальных (имеются в виду сионистские и просионистские) организаций помогать еврейскому государству при любых обстоятельствах и условиях, даже если это будет наталкиваться на противодействие соответствующих властей" стран, где имеется еврейское население. Главной линией С всегда была и есть открытая и тайная борьба против социализма, международных коммунистических и национально-освободительных движений, Советского Союза и других социалистических стран. Сразу после победы Октябрьской революции 1917 в России С развернул активную борьбу против молодого Советского государства. После 2-й мировой войны 1939-45, в условиях дальнейшего углубления общего кризиса капитализма, антикоммунизм и антисоветизм международный С приняли еще более широкие масштабы. Общее изменение соотношения сил в мире в пользу социализма, успешное решение национального (в том числе еврейского) вопроса в СССР, последовательная поддержка Советским Союзом национально-освободительной борьбы арабских народов - все это вызывает усиление антисоветской и антикоммунистической сионистской пропаганды и деятельности. Международный С стремится подорвать морально-политическое единство народов социалистических стран, оторвать граждан еврейской национальности от участия в строительстве социализма и коммунизма, ведет подрывные действия против разрядки международной напряженности, в частности против начавшейся нормализации советско-американских отношений. Являясь одним из ударных отрядов империализма, колониализма и неоколониализма, международный С активно участвует в борьбе против национально-освободительного движения народов Африки, Азии, Лат. Америки. На Ближнем Востоке сионистские правящие круги Израиля проводят политику агрессии и постоянной территориальной экспансии за счет арабских народов, и прежде всего арабского народа Палестины. Эта политика превратила Израиль в империалистического жандарма на Ближнем Востоке, была главной причиной арабо-израильских военных конфликтов в 1948-49, 1956, 1967, 1973. С стал одним из основных союзников империализма в его глобальной борьбе против мирового освободительного движения.

  Идеологические концепции и политические планы С проводятся в жизнь широко разветвленной и строго централизованной системой сионистских и просионистских организаций, руководящие центры которых находятся в США и Израиле. Основной руководящий и координирующий центр международного сионизма - система ВСО - Еврейское агентство (ЕА) для Израиля. Последнее занимается главным образом вопросами иммиграции евреев в Израиль и представляет ВСО в отношениях с израильским правительством. Высшим органом ВСО юридически является Всемирный сионистский конгресс; главную роль в ВСО играет группа деятелей, имеющих тесные связи с определенными империалистическими кругами США. Исполком ВСО состоит из двух отделений - в Нью-Йорке и Иерусалиме. ВСО направляет и контролирует деятельность сионистских организаций в более чем 60 капиталистических странах. Крупнейшие: Всемирная женская сионистская организация, Всемирная федерация всеобщих сионистов, Всемирное сионистское рабочее движение, Американская сионистская организация. Фактически под контролем ВСО находится формально несионистский Всемирный еврейский конгресс (ВЕК, созданный в 1936), организаций которого действуют в 67 капиталистических странах. К этим центрам прямо или косвенно примыкает множество местных сионистских и просионистских организаций, общественных комитетов и пр., составляющих единую систему международного сионизма. ВСО обладает крупными финансовыми фондами, которые предоставляют ему главным образом еврейские монополисты; часть средств собирается путем поборов, в т. ч. и принудительных, среди еврейского населения. Под контролем или влиянием сионистских организаций находится значительная часть средств массовой информации: в их руках находится большое число издательств, радио- и телекомпаний, кинокомпаний (в США, Западной Европе, в ряде стран Латинской Америки, Африки, в Австралии). Международный С всегда включал и ныне включает ряд различных идеологических течений, политических фракций и группировок: сионисты-"социалисты", "политические сионисты", "духовные сионисты", "религиозные сионисты", "общие сионисты", "сионисты-ревизионисты" (ныне фашистская партия Херут и родственные ей группировки) и др., что лишь отражает специфические интересы отдельных слоев еврейской буржуазии и нисколько не меняет, а только маскирует его проимпериалистическую сущность.

  Разногласия между различными направлениями в С по существу не выходят за рамки споров по тактическим вопросам и часто являются отражением борьбы в сионистской верхушке за влиятельные посты.

  Марксисты всегда отвергали и отвергают теорию и практику сионизма. В. И. Ленин вскрыл реакционную сущность С, подчеркнув, что его догмы реакционны и ложны по своей сущности, противоречат интересам еврейского пролетариата. Он подверг критике тезисы сионистов об особом характере еврейского народа, об отсутствии якобы классовых различий у евреев и мнимой общности их интересов, разъясняя, что цель подобных утверждений состоит в том, чтобы увести трудящиеся массы евреев в сторону от общей классовой борьбы пролетариата. Международное коммунистическое движение разоблачает антинародный реакционный характер С и деятельность сионистов во всех странах. В документе, принятом международным Совещанием коммунистических и рабочих партий в 1969, содержится призыв "... развернуть самое широкое движение протеста... против расовой и национальной дискриминации, сионизма и антисемитизма, которые разжигаются капиталистическими реакционными силами и используются ими для политической дезориентации масс". Последовательную борьбу против С ведет, в частности, Коммунистическая партия Израиля (КПИ). Она убедительно показывает, что С всегда использовался силами крайней реакции и империализмом, что идеология и практика С противоречат интересам еврейских трудящихся во всем мире и национальным интересам народа Израиля, что борьба против С - жизненная необходимость как народа Израиля, так и всех прогрессивных сил. КПИ разоблачает якобы "внеклассовый" подход сионистов к "еврейскому вопросу", доказывает, что этот вопрос может быть решен лишь при условии победы демократии и социализма, о чем свидетельствует опыт СССР и других социалистических стран. КПИ выступает за братство и дружбу трудящихся всех стран, против антисоветской клеветнической пропаганды и подрывной деятельности сионистских лидеров и правителей Израиля.

  По мере углубления общего кризиса капитализма на современном этапе все более очевидным становится и кризис идеологии С, несостоятельность всех его концепций: подавляющее большинство евреев отвергает сионистские догмы. Еврейское население СССР (за редким исключением), как и все народы Советского Союза и прогрессивные силы мира, решительно осуждает агрессивный политический курс сионистской правящей верхушки Израиля.

  30-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (ноябрь 1975) квалифицировала С как форму расизма и расовой дискриминации.

  Во всем мире усиливается закономерный и объективный процесс ассимиляции евреев. Не только в еврейских общинах стран Запада, но и среди израильского населения растет понимание того, что сионистская политика правящих кругов Израиля может привести его население к подлинной национальной катастрофе.

  Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 121; т. 8, с. 72; В. И. Ленин, КПСС о пролетарском интернационализме. Сб. документов и материалов, т. 1-2, М., 1974; Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; XVII съезд Коммунистической партии Израиля, (Материалы), М., 1973; Иванов Ю., Осторожно: сионизм!, М., 1972; С: теория и практика, М., 1973; Брагинский И., Классовая сущность сионизма, "Коммунист", 1970, №9; Эрлих В., Банкротство реакционной идеи, "Проблемы мира и социализма", 1973,№3; Дадиани Л., Против идеологии и политики сионизма, "Коммунист", 1975, №18; Вильнер Меир, Борьба против сионизма - борьба классовая, "Проблемы мира и социализма", 1976, № 1.

  Л. Дроздов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 00:46:19