|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Симфония | Симфония (далее С) (от греч. symphonía - созвучие, от sýn - вместе и phone - звук), музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром; один из важнейших жанров симфонической музыки. В отдельных С привлекаются также хор и певцы-солисты. Создаются и С для струнного оркестра, духового оркестра, оркестра народных инструментов и др. составов. Обычно С состоит из 4 частей: первая - в форме сонатного аллегро, вторая - медленная лирическая, третья - менуэт или скерцо, четвертая - финал, зачастую в рондо-образной форме, с использованием песенно-танцевальных тем. С - высшая форма инструментальной музыки, превосходящая все другие ее формы по своим возможностям воплощения значительных идей и замыслов. Подобный смысл термин "С" получил лишь в 18 в. В Древней Греции он означал определенные интервалы, инструменты, позднее в Западной Европе - консонанс, вообще музыку, пение. Лишь в 16 в. его стали применять к отдельным произведениям, первоначально вокально-инструментальным. Так, "Священные симфонии" Дж. Габриели (Италия, 16 - начало 17 вв.), Л. Хаслера и Г. Шюца ( 17 в.) - крупные духовные вокально-инструментальные композиции. С начала 17 в. С чаще называли инструментальные вступления - в сюите, кантате и особенно в опере. В подготовке классической С важная роль принадлежит оркестровым вступлениям к операм (см. Увертюра), в частности венецианским и в особенности неаполитанским "оперным симфониям" (А. Скарлатти, Н. Порпора, Дж. Б. Перголези, Дж. Б. Саммартини и др.). В них уже сложилось сопоставление частей в быстром, медленном и снова быстром движении, наметились черты сонатной формы в первой части. В 18 в. С отделилась от оперы и стала самостоятельным концертным жанром, впитавшим в себя элементы многих других жанров; в течение длительного времени она была близка дивертисменту и оркестровой серенаде. Значительный этап в формировании С связан с деятельностью композиторов мангеймской школы; в области С работали также итальянские, австрийские, французские композиторы. В середине 18 в. в состав С вошел менуэт.
В творчестве композиторов венской классической школы И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена сложился зрелый тип С Гайдн, автор 104 С, прошел в своем творчестве длинный путь от близких к сюите и дивертисменту С до своих 12 больших "лондонских" С (1791-95), отличающихся вполне определенной структурой цикла и отдельных частей (важнейшее значение в них приобрело тематическое развитие), возросшей ролью финала, единством концепции каждого произведения. Ранее "лондонских" симфоний Гайдна были написаны последние и наиболее значительные из симфоний Моцарта (всего около 50), в том числе лирическая соль-минорная и величественная до-мажорная, получившая название "Юпитер". Бетховен еще более обогатил жанр С В его С большое значение приобрели героика, драматизм, философское начало. В большинстве своих С Бетховен вместо менуэта включает скерцо. Особенно выделяются его 3-я ("Героическая"), а также 5-я, 6-я ("Пасторальная"), 7-я и 9-я С (в финале последней привлечены квартет певцов-солистов и хор).
Композиторы-романтики сохранили традиционную схему цикла, но наполнили ее новым содержанием. Видное место у них занимает лирическая С, одним из ярких образцов которой явилась С си минор Ф. Шуберта (автор 8 С). Эта линия нашла продолжение в симфониях Ф. Мендельсона-Бартольди (5), часто имеющих картинно-пейзажный характер. Т. о., С обрели черты программности (см. Программная музыка), столь характерной для композиторов-романтиков. В числе их программных С - ярко новаторская "фантастическая симфония" Берлиоза (автор 4 С), возникшие позднее симфонии "Фауст" и "Данте" Листа. Однако программные замыслы в романтической музыке чаще воплощались в формах одночастных симфонической поэмы, фантазии и др. Р. Шуман в своих 4 С продолжает традиции Бетховена, а также лирико-эпические симфонии до мажор Шуберта. Из трех симфоний К. Сен-Санса особенно выделяется последняя. Симфонии Брукнера (девять) и С Франка (одна) преломляют влияния музыки Р. Вагнера. Виднейшим автором С в конце 19 - начале 20 вв. был Г. Малер (9 завершенных С), порой привлекающий и вокальное начало. Значительные С на Западе создали представители новых национальных школ: во 2-й половине 19 в. - А. Дворжак в Чехии, в 20 в. - К. Шимановский в Польше, Э. Элгар и Р. Воан-Уильямс в Англии, Я. Сибелиус в Финляндии. Новаторскими чертами отличаются симфонии французских композиторов А. Онеггера, Д. Мийо и др. Если в конце 19 - начале 20 вв. главенствовала большая С (часто для оркестра расширенного состава), то позднее все большую роль начинает играть скромная по своим масштабам и предназначенная для ансамбля солистов "камерная симфония".
Значительное место жанр С занимает в рус. музыке. В особенности выделяются симфонии А. П. Бородина (2 завершенных С, 2-я - "Богатырская"), П. И. Чайковского (6 С, 6-я - "Патетическая", а также программная С "Манфред"), А. К. Глазунова (8 завершенных С), А. Н. Скрябина (3 С) и С В. Рахманинова (3 С). Большое внимание С уделяют и сов. композиторы, создавшие много выдающихся произведений в этом жанре. В их числе Н. Я. Мясковский (27 С), С С Прокофьев (7 С), Д. Д. Шостакович (15 С), А. И. Хачатурян (3 С). Значительные С написаны композиторами Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Латвии, Эстонии и других советских республик.
Лит.: Беккер П., С от Бетховена до Малера, (пер. с нем.), Л., 1926; Попова Т., С. Пояснение, М. - Л., 1951; 55 советских симфоний, Л., 1961; Вейнгартнер Ф., Исполнение классических симфоний..., пер. с нем., т. 1, М., 1965; Конен В., Театр и симфония, 2 изд., М., 1975; Ярустовский Б. М., Симфонии о войне и мире, М., 1966; Brenet М., Histoire de la symphony á orchestre,..., ., 1882; Nef ., Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 11:52:56
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|