|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Серов Валентин Александрович | Серов (далее С) Валентин Александрович (7(19). 1.1865, Петербург, — 22.11(5.12). 1911, Москва), русский живописец. Сын А. Н. Са. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880—85) у П. П. Чистякова. Творчество С. раннего периода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой пластической системы Чистякова. Большое воздействие на С. оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным и творческая атмосфера абрамцевского кружка (см. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой С. Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины "Девочка с персиками" (1887), "Девушка, освещенная солнцем" (1888; обе в Третьяковской галерее). В этих произведениях С., воспевая юность и красоту, передавая чувство счастья и радости бытия, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании. В разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявились черты раннего русского импрессионизма. С начала 1890-х гг. портрет стал основным жанром в творчестве С., приобретая новые черты: психологически заостренную характеристику человека и активно выявленное в нем артистическое начало. Излюбленными моделями С. становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891—93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, — все в Третьяковской галерее). Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи 2-й половины 1880-х гг., С. теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения портретируемого. Получив широкую известность, став в 1894 членом Товарищества передвижных художеств, выставок (см. Передвижники), С. вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича, 1897, Третьяковская галерея; С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, — оба в Русском музее в Ленинграде). В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, С. все более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания. Одновременно в творчестве С. развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин. В портретах детей С. стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребенка ("Дети", 1899, Русский музей; "Мика Морозов", 1901, Третьяковская галерея). С. часто обращался к различным графическим техникам — акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, Третьяковская галерея), пастели, литографии и пр. Рисунок С. постепенно становился все более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, — оба в Третьяковской галерее; многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895—1911, Третьяковская галерея, Русской музей и другие собрания). В 1890-х — начале 1900-х гг. С. часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшие картины, выдержанные в единой теплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов — скромный пейзажный мотив передает настроение тихой и грустной сосредоточенности ("Октябрь. Домотканово", 1895, Третьяковская галерея; "Баба в телеге", 1899, Русский музей). В дальнейшем в картинах на крестьянские сюжеты нарастало активно-романтическое начало, выявленное в декоративном решении ("Стригуны на водопое", пастель, 1904, Третьяковская галерея). В поздний период (начало 1900-х гг.) С. связан с "Миром искусства" (членом объединения С. стал с момента его возникновения). На рубеже столетий происходит перелом в стилистических исканиях С.: в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и все более последовательно развиваются принципы стиля "модерн", неизменно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистическое постижение природы и человека. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологических характеристик, приобретающих необычайную глубину, и монументальности. В середине 1900-х гг. С. создает несколько героических портретных образов; избрав для них жанр парадного портрета, С. развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости (портреты М. Горького (1904, музей А. М. Горького, Москва); М. Н. Ермоловой (1905), Ф. И. Шаляпина ( 1905) — оба в Третьяковской галерее). В портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911; все в Третьяковской галерее), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911; оба в Русский музее) С., выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придает им значение своеобразных формул социально-обусловленных черт в человеке. Демократические убеждения С. ярко проявились в годы Революции 1905—07: он создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих карателей; будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушел из нее в знак протеста против расстрела 9 января. Большое место в позднем творчестве С. занимала историческая живопись. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников "Мира искусства", отличаясь от нее большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки ("Выезд Петра и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту", 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи ("Петр 1", темпера, 1907, Третьяковская галерея; см. илл.). В последние годы жизни С. создал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии. Сочетая условность мифологического образа с реальным наблюдением натуры, обращаясь к традициям греческой архаики, С. дает собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Лучшие произведения С. принадлежат к вершинам рус. реалистического искусства. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1909). Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.
Соч.: В. А. С. Переписка, Л. — М., 1937.
Лит.: Грабарь И. Э., В. А. С, М., 1965 (лит. и произв.); В. С в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, (т.) 1-2, (Л., 1971); (Сарабьянов Д. В.), В. А. С, М., 1974.
Д. В. Сарабьянов.
В. А. С. "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?". Темпера. 1905. Русский музей. Ленинград.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:10:38
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|