|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Сентиментализм | Сентиментализм (далее С) (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental — чувствительный, от франц. sentiment — чувство), течение в литературе и искусстве 2-й половины 18 в. в Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма (см. Просвещение). Наиболее законченное выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились ее внутренние противоречия. Доминантой "человеческой природы" С объявил чувство, а не разум, скомпрометированный буржуазной практикой. Не порывая с Просвещением, С остался верен идеалу нормативной личности, однако условием ее осуществления полагал не "разумное" переустройство мира, а высвобождение и совершенствование "естественных" чувств. Герой просветительской литературы в С более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний С Впервые сентиментальные настроения (идиллия на лоне природы, меланхолическая созерцательность) выявились в поэзии Дж. Томсона ("Времена года", 1730), Э. Юнга ("Ночные думы", 1742—45) и Т. Грея ("Элегия, написанная на сельском кладбище", 1751). Элегический тон сентименталистской поэзии неотделим от патриархальной идеализации; лишь в поэзии поздних сентименталистов (70—80-е гг.) О. Голдсмита, У. Купера и Дж. Крабба содержится социально-конкретное раскрытие "сельской" темы — массовое обнищание крестьян, брошенные деревни. Сентиментальные мотивы прозвучали в психологических романах С Ричардсона, у позднего Г. Филдинга ("Амелия", 1752). Однако окончательно С оформляется в творчестве Л. Стерна, чье незаконченное "Сентиментальное путешествие" (1768) дало название всему течению. Вслед за Д. Юмом Стерн показал "нетождественность" человека самому себе, его способность быть "разным". Но, в отличие от предромантизма, развивавшегося с ним параллельно, С чуждо "иррациональное": противоречивость настроений, импульсивный характер душевных порывов доступны рационалистическому истолкованию, диалектика души уловима. Основные черты английского С (Голдсмит, поздний Смоллетт, Г. Макензи и др.) — "чувствительность", не лишенная экзальтированности, и главное — ирония и юмор, обеспечившие пародийное развенчание просветительского канона и одновременно допускавшие скептическое отношение С к собственным возможностям (у Стерна).
Общеевропейское культурное общение и типологическая близость в развитии литератур (психологические романы П. Мариво и А. Прево, "мещанские драмы" Д. Дидро, "Мать" Бомарше — во "серьезная комедия" К. Ф. Геллерта, рассудочно-чувствительная поэзия Ф. Г. Клопштока — в обусловили стремительное распространение С Однако характерно, что в и особенно в предреволюционной демократические тенденции С получили наиболее радикальное выражение (Ж. Ж. Руссо, движение "бури и натиска"). Творчество Руссо ("Новая Элоиза", 1761) — вершина европейского С Как позднее И. В. Гете в "Вертере", Руссо детерминирует сентименталистского героя социальной средой ("Исповедь"). В общественный контекст включены и сентименталистские герои Дидро ("Жак-фаталист", "Племянник Рамо"). Под влиянием С развивается драматургия Г. Э. Лессинга. В то же время французскую и немецкую литературу захлестывает волна прямых подражаний Стерну.
В России представителями С были М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин ("Бедная Лиза", 1792), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский и др. Преимущественно дворянский по своему характеру, рус. С в значит. степени рационалистичен, в нем сильна дидактическая установка ("Письма русского путешественника" Карамзина, ч. 1, 1792). В условиях России важнее оказались просветительские тенденции в С Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались и к разговорным нормам, вводили просторечие. Исследователи находят безусловные черты сентименталистской поэтики в творчестве А. Н. Радищева.
Среди литературных жанров С — элегия, послание, эпистолярный роман, а также путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых превалируют исповедальные мотивы. Откровенность вплоть до саморазоблачения в литературе С необыкновенно повысила интерес к личности самого писателя, в ряде случаев даже сделав его "героем" биографических легенд о нем. Проблема творческой индивидуальности писателя станет основополагающей в эстетике романтизма.
В. А. Харитонов.
В сценическом искусстве С развивался под знаком борьбы с условностями придворного классицистского театра. Культ чувства, повышенный интерес к внутреннему миру человека, характерные для С, привели к отказу от классицистской статуарности, условно декламационной манеры чтения стиха. Новый репертуар потребовал от актера разработки бытового поведения персонажей, показа развития образа, передачи интонаций живой взволнованной разговорной речи. Изменения произошли и в оформлении спектакля — стандартные "дворцовые" декорации сменились более реальной бытовой обстановкой, условный костюм — более близким к современности, появился характерный грим и др. Все это определило накопление реалистических тенденций в актерском искусстве, в различной степени проявившихся в творчестве выдающихся актеров 2-й половины 18 в. — Д. Гаррика (Великобритания), Ф. Л. Шредера и И. Ф. Брокмана ( Влияние С в русском театре сказалось в игре А. Д. Каратыгиной, Я. Е. Шушерина, В. П. Померанцева.
Л. А. Левбарг.
Лит.: Проблемы Просвещения в мировой литературе, М., 1970; Благой Д. Д., История русской литературы XVIII в., 4 изд., М., 1960; Тройская М. Л., Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения, Л., 1965; Елистратова А. А., Английский роман эпохи Просвещения, М., 1966; Fitzgerald М., First follow nature, . ., 1947; История западноевропейского театра, т. 2, М., 1957; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII—XVIII веков, М., 1958.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 13:20:59
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|