|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Сезанн Поль | Сезанн (далее С) (ézanne) Поль (19.1.1839, Эксан-Прованс, — 22.10.1906, там же), французский живописец, ведущий мастер постимпрессионизма. Посещал рисовальную школу в Эксе (1858—62) и Академию Сюиса в Париже (1861—65). Благодаря Э. Золя (другу детства) и К. Писсарро (соученику) сблизился с Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром и другими будущими импрессионистами. С 1874 участвовал в нескольких их выставках; постоянно (кроме 1882) отвергался жюри Салона. В ранних работах С. сказывается влияние П. Веронезе, Я. Тинторетто, Э. Делакруа, О. Домье; однако преломление традиций их творчества часто носит утрированный характер, принимает вид безудержно экспрессивных, фантасмагорических сцен ("Оргия", 1864—68, частное собрание, Париж; "Убийство", 1867—70, галерея Вильденштейна, Нью-Йорк). Наряду с этой тенденцией в произведениях С. 1860-х гг., с их тяжеловатой "вещественностью" письма, темными и глухими тонами колорита, ощутимо и воздействие манеры Г. Курбе ("Печка в мастерской", 1865—68, частное собрание, Лондон). С 1870-х гг. складывается собственная живописная система С., достигшая принципиальной законченности к концу 1880-х гг. С. начинает работать на пленэре, и хотя его палитра высветляется, именно с этого времени обнаруживается его принципиальное расхождение с импрессионизмом: С. интересуют не изменчивость цветов в атмосфере, не динамика окружающей среды и случайные эффекты светотени, а устойчивые закономерности цветовых соотношений, материальная насыщенность и осязаемая предметность природы ("Дом повешенного в Овере", 1872—73, "Поворот дороги", оба произведения — в Музее импрессионизма, Париж). Упорно постигая натуру, подолгу разрабатывая один и тот же мотив, С. стремится к созданию "классического" искусства (огражденного в его представлении от всего преходящего и незначительного), к раскрытию величия природы, ее совершенства, неподвластного изменениям в пространстве и времени, органического единства ее форм. Будь то в портрете (например, Л. Гийома, 1879—82, Национальная галерея, Вашингтон), фигурной композиции ("Пьеро и Арлекин", 1888, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), пейзаже ("Гора Сент-Виктуар", 1900, Эрмитаж, Ленинград) или натюрморте ("Натюрморт с апельсинами и яблоками", 1895—1900, Музей импрессионизма), изображаемые С. объекты как бы символизируют равновесие природных сил: они монументально статичны, завершены, замкнуты в себе. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого) — то изысканно тонкими, то резко контрастными, определяя с их помощью пространственные планы, гармонично сочетая их с четкостью рисунка, ясной определенностью композиции, С. добивается эпического звучания пейзажей с их панорамным, сферическим охватом ландшафта ("Гора Сент-Виктуар в сумерки", около 1905, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Подчеркивая структуру предмета, "утяжеляя" форму чистым цветом, пользуясь обратной перспективой (т. е. разворачивая предмет к зрителю), он выявляет в натюрмортах веществ. уплотненность, пластическое богатство предметного мира ("Персики и груши", конец 1880-х гг.; см. илл.). В последние годы С. часто обращается к мотивам "Купальщиц" и "Купальщиков", стремится синтезировать в многофигурных композициях остроту пластического видения с гармонической определенностью и монументальностью образов. Вместе с тем позднее творчество С. было отмечено значительной противоречивостью, т. к. сознательно упрощая реальные объемы (путем уподобления их простейшим геометрическим формам) и их пространственные отношения, мастер не только подчеркивал конструктивную стройность мироздания, но и тяготел к значительной отвлеченности живописных построений.
Принципы искусства С., в целом оказавшего широкое влияние на живопись 20 в.. на творчество самых разных мастеров, нередко получали и одностороннюю интерпретацию. Представители авангардистских течений либо мертвенно гипертрофировали объемность форм (т. н. сезаннизм), либо до предела усиливали интенсивность колорита (фовизм), либо развивали тезис С. о геометризации природных тел и приходили в итоге к абстрактным схемам (кубизм).
Лит.: Воллар А., С, (пер. с франц.), Л., 1934; Яворская Н. В., С, М., 1935; Всеобщая история искусств, т. 6, кн. 1, М., 1965; Перрюшо А., С, (пер. с франц.; ст. В. Н. Прокофьева), М., (1966); (Русакова Р.), П. С. (Альбом), М., 1970; Поль С. Переписка. Воспоминания современников, (пер. с франц., сост., вступ. ст. и примеч. Н. В. Яворской), М., 1972; Venturi L., ézanne. Son art, son oeuvre, v. 1—2, ., 1936; Rewald J., The ordeal of . ézanne, L., 1950; Badt ., Die Kunst ézannes, Münch., 1956; Loran Е., ézanne"s composition, Berk., 1963.
В. А. Марков.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:20:27
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|