|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Свифт Джонатан | Свифт (далее С) (Swift) Джонатан (30.11.1667, Дублин, - 19.10.1745, там же), английский писатель. Родился в семье стряпчего. В 1682-88 учился в Тринити-колледже Дублинского университета. В 1689-99 секретарь и библиотекарь отставного дипломата и видного эссеиста У. Темпла. С 1695 священник; доктор богословия (1701). В начале 1690-х гг. пробовал силы в поэтических жанрах; сгущенно-пародийный стиль обрел в прозе. Первое произведение С. - памфлет "Битва книг" (1697) - жестокое осмеяние поборников идейной и культурной новизны самоутверждавшейся буржуаазной цивилизации. Жанровый поиск "Битвы книг" успешно завершился в "Сказке о бочке" (1704), написанной от лица продажного писаки, составляющего нечто вроде энциклопедии грядущего помешательства. Устами "Автора" С. формулирует религиозные, гуманистические, утопические претензии буржуазного прогресса и обнажает их глубинную фальшь. Сказочка о трех братьях (каждый из которых олицетворяет одну ветвь христианства - католическую, англиканскую или кальвинистскую церковь) становится поводом для бесконечных пародийных отступлений, где уже средствами собственно языка разоблачаются новейшие идейные извращения.
В 1701 С. получил место викария в Ларакоре (Ирландия) и в Лондоне бывал наездами. С. уже приобрел славу политического памфлетиста) и виги считали его своим сторонником, но памфлетами "Соображения английского церковника" (1708) и "Рассуждение об отмене христианства" (1709) С. подтвердил свою идейно-политическую независимость. В те же годы С. создал цикл нашумевших памфлетов, в которых под маской "ученого" предсказателя патриота Бикерстаффа на жизненных примерах продемонстрировал силу печатной пропаганды, способной произвольно измышлять и отменять факты.
В 1710-14 С. сблизился с руководителями правительства тори, стремившегося вывести Великобританию из затянувшейся войны за Испанское наследство и стабилизировать положение внутри страны. С. активно поддерживал и направлял правительственную политику в статьях журнала "Экзаминер" (1710-11), в памфлетах "Поведение союзников" (1711), "Общественный дух вигов" (1714) и др. Его каждодневные письма-отчеты 1710-13 в Ларакор бывшей воспитаннице Эстер Джонсон составили посмертно изданный "Дневник для Стеллы". В 1713 получил должность декана (настоятеля) собора Сент-Патрик в Дублине. Живя почти безвыездно в Ирландии на положении политического изгнанника, С. включился в борьбу за попранные права ирландского народа (памфлеты "Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры", 1720; "Скромное предложение относительно детей ирландских бедняков", 1729). В 1723-24 в серии "Писем суконщика", воспроизводя логику и язык рядового обывателя, С. так умело связал широкую политическую агитацию с конкретным событием, что английское правительство едва предотвратило народное восстание в Ирландии.
Вершина творчества С. - "Путешествия Гулливера" (1726). Пародируя и одновременно совершенствуя литературу путешествий, С. "открывает" фантастические страны, сатирически комментируя реальные перспективы и идеалы европейского общественного устройства. Его комичным, снижающим отражением предстает мирок лилипутов; здравый и свободный рассудок выносит приговор новейшим свершениям истории ("Путешествие в Бробдингнег"); в "Путешествии в Лапуту" осмеяно безумие "чистого" научного прогресса; несостоятельность буржуазного просветительского гуманизма демонстрируется в "Путешествии в страну гуигнгнмов", где выдвинута ироническая дилемма: "разумная" лошадиная утопия либо обезьянье жизнеустройство, схожее с социально извращенным человеческим существованием. Книга С. - не проповедь безысходного пессимизма, а дальновидный пересмотр социально-идеологических установок буржуазного прогресса. "Впередсмотрящим" назвал его А. В. Луначарский. Среди последних произведений С., в основном повторяющих прежние темы и мотивы, выделяются памфлеты "Наставления слугам" и "Серьезный и полезный проект устройства приюта для неизлечимых" (1733).
Основным приемом сатиры С. была реалистическая пародия: нелепость и чудовищность предстают у него как социальная норма, как действительная и перспективная характеристика изображаемых явлений. Драматическая сатира С. запечатлела идейную панораму раннего английского Просвещения.
Соч.: The prose works, v. 1-14, Oxf., 1939-68; The poems, v. 1-3, Oxf., 1958; в рус. пер. - Памфлеты, М., 1955; Сказка о бочке, М., 1930; Путешествия в некоторые отдаленные страны Лемюэля Гулливера, М., 1967.
Лит.: Заблудовский М. Д., Сатира и реализм Са, в сборнике: Реализм XVIII в. на Западе, М., 1936; Левидов М. Ю., Путешествие в некоторые отдаленные страны. Мысли и чувства Джонатана Са, М., 1964; Муравьев В., Джонатан С, М., 1968; Craik Н., The life of Jonathan Swift, v. 1-2, L., 1894; Quintana R., The mind and art of Jonathan Swift, L. - . ., 1936; Williams ., Jonathan Swift and the age of compromise, Lawrence, 1958; Ehrenpreis ., Swift..., v. 1-2, L., 1964-1967; Swift. Ed. by . J. Rawson, L., (1971).
В. С. Муравьев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:18:07
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|