Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Автомобильный двигатель

Автомобильный двигатель. (далее А)Для автомобилей могут быть применены тепловые (внутреннего сгорания и паровые) и электрические двигатели. Подавляющее большинство Автомобильный двигатель являются поршневыми двигателями внутреннего сгорания (ПДВС). По рабочему процессу автомобильные ПДВС делятся на четырех- и двухтактные, а по способу воспламенения горючего - на двигатели с искровым воспламенением (называемые также карбюраторными или бензиновыми) и с самовоспламенением в воздухе высокой температуры, сжимаемом в цилиндрах двигателя (дизели). В цилиндры карбюраторных ПДВС поступает горючая смесь, состоящая из паров бензина и воздуха, приготовляемая в карбюраторе. Существуют также ПДВС, которые не имеют карбюратора и снабжены устройством для непосредственного впрыскивания топлива во впускной трубопровод или в цилиндр двигателя. По характеру протекания рабочего цикла эти двигатели не отличаются от карбюраторных. У дизелей топливо с воздухом смешивается внутри цилиндров, в которые дизельное топливо впрыскивается в распыленном виде через форсунки насосом высокого давления. Автомобильный двигатель различаются по числу и расположению цилиндров (рядные, -образные и др.), расположению клапанов (верхнее и нижнее), рабочему объему (литражу) цилиндров, типу охлаждения (жидкостное и воздушное), по назначению и т. п. Для современных легковых, а также малых и средних грузовых автомобилей применяются преимущественно четырехтактные верхнеклапанные карбюраторные ПДВС с жидкостным охлаждением. Дизели, работающие на более дешевом, чем бензин, топливе и превосходящие карбюраторные двигатели по топливной экономичности и долговечности (но уступающие им по простоте конструкции и первоначальной стоимости, литровой мощности, пусковым качествам, бездымности работы), используются преимущественно для тяжелых грузовых автомобилей и многоместных автобусов. Однако по таким важным параметрам, как удельная масса (кг/квт или кг/л. с.), компактность, бесшумность, современные быстроходные дизели вплотную приблизились к карбюраторным двигателям. В связи с этим благодаря повышению литровой мощности, дизели в последнем десятилетии стали применяться также на легких грузовых автомобилях и даже на легковых автомобилях.

  Современные четырехтактные ПДВС (рис. 1, 2) состоят из блока цилиндров, выполняемого обычно вместе с картером, головки цилиндров, поршней с уплотнителями и маслосбрасывающими кольцами, шатунов, коленчатого вала, маховика, распределительного (кулачкового) вала, впускных и выпускных клапанов с пружинами, деталей привода клапанов (коромысла, толкатели), передачи, связывающей коленчатый вал с распределительным валом, запальных свечей или топливных форсунок и др. Они оборудуются радиатором и вентилятором системы охлаждения, насосами для принудительной циркуляции смазочного масла и охлаждающей жидкости и для подачи топлива из бака, а также топливными, масляными и воздушными фильтрами, пусковым стартером, трубопроводами для воздуха, газа, топлива, масла и охлаждающей жидкости, автоматами, управляющими частотой вращения коленчатого вала и температурой охлаждающей жидкости и горючей смеси.

  Мощность современных (1968) карбюраторных ПДВС легковых автомобилей 15-310 квт (20-425 л. с.), рабочий объем цилиндров от 0,35 до 7,6 л, степень сжатия 7-11, максимальная частота вращения коленчатого вала 4000-6000 об/мин, литровая мощность 22-50 квт/л (30-70 л. с./л), удельная масса 1,1-4 кг/квт (0,8-3 кг/л. с.) и минимальный удельный расход топлива до 270 г/(квт·ч) (200 г./(л. с.·ч)), срок службы до первого капитального ремонта соответствует пробегу автомобиля в 75-150 тыс. км и более; у ПДВС спортивных и гоночных автомобилей частота вращения коленчатого вала достигает 10000-12000 об/мин, литровая мощность иногда превышает 150 квт/л (200 л. с./л), у карбюраторных ПДВС, применяемых для грузовых автомобилей, мощность не превышает 220 квт (300 л.с.), рабочий объем цилиндров составляет 1,5-9,5 л, степень сжатия 6,5-8,5, максимальная частота вращения коленчатого вала 2500-4000 об/мин. Дизельные ПДВС имеют мощность 30-620 квт (40-850 л. с.), рабочий объем цилиндров 1,5- 40 л, степень сжатия 15-24, максимальную частоту вращения коленчатого вала 2000-5000 об/мин, литровую мощность 11-23 квт/л (15-35 л.с./л), удельную массу 3,4-6,8 кг/квт (2,5-5 кг/л.с.), минимальный удельный расход топлива 205-210 г/(квт·ч) (150-155 г/ (л. с.·ч)), срок службы до первого капитального ремонта соответствует пробегу автомобиля в 150-300 тыс. км.

  Дальнейшее развитие Автомобильный двигатель предусматривает рост мощности, долговечности, уменьшение габаритов и сокращение содержания вредных компонентов в составе отработавших газов. Увеличение мощности в основном достигается повышением частоты вращения коленчатого вала у карбюраторных двигателей и применением наддува у дизелей. Кроме того, у бензиновых двигателей увеличивается степень сжатия и частично возможна замена карбюратора системой принудительного впрыскивания топлива. Перспективна замена обычных ПДВС на некоторых легковых автомобилях и легких грузовых автомобилях более легкими и компактными роторно-поршневыми двигателями (см. Роторный двигатель). В случае решения проблемы топливной экономичности газотурбинных двигателей без существенного усложнения их конструкции они могут получить широкое распространение при мощностях 750 квт (1000 л. с.) и более. Создание легких и компактных аккумуляторов позволит заменить ПДВС на автомобилях, работающих в городах, электродвигателями (см. также Двигатель внутреннего сгорания и Автомобиль).

  Основные показатели современных отечественных автомобильных ПДВС приведены в таблице.

Основные показатели современных отечественных автомобильных двигателей<
 

Показатели

Карбюраторные двигатели

Дизели



МеМЗ

968

ВАЗ

2101

МЗМА

408

МЗМА

412

ЗМЗ

21А

ЗМЗ

24

ЗМЗ

13

ЗМЗ

53А

ЗИЛ

114

ЗИЛ

130

ЗИЛ

375

ЯМЗ

236

ЯМЗ

238

ЯМЗ

240

Число цилиндров

4

4

4

4

4

4

8

8

8

8

8

6

8

12

Рабочий объем цилиндра, л


1,2


1,2


1,36


1,5


2,45


2,45


5,53


4,25


7


6


7


11,15


14,86


22,3

Диаметр цилиндра,    мм


76


76


76


82


92


92


100


92


108


100


108


130


130


130

Ход поршня, мм

66

66

75

70

92

92

88

80

95

95

95

140

140

140

Степень сжатия

7

8,8

7

9

6,7

8,8

8,5

6,7

9

6,5

6,5

16,5

16,5

16,5

Макс. мощность, квт

32

44

37

55

53

72

143

85

220

110

132

132

177/235*

265/385*

                             л. с.

43

60

50

75

72

98

195

115

300

150

180

180

240/320*

360/520*

Макс. частота вращения коленчатого вала, об/мин


4200


5600


4750


5800


4000


4500


4400


3200


4300


3100


3200


2100


2100


2100

Миним. удельный расход топлива,

                  г/(квт.·ч.)


333


286


313


286


313


306


306


324


286


320


320


238


238


238

                    г/(л .с.·ч)

245

210

230

210

230

225

225

238

210

235

235

175

175

175

* В знаменателе мощность при наддуве.

  Лит.: Автомобильные бензиновые -образные двигатели, М., 1958; Справочник инженера автомобильной промышленности, пер. с англ., т. 1, М., 1962; Анохин В. И., Отечественные автомобили, 2 изд., М., 1964; Конструкция и расчет автотракторных двигателей, 2 изд., М., 1964; Ханин Н. С., Чистозвонов С. Б., Автомобильные роторнопоршневые двигатели, М., 1964.

  С. Б. Чистозвонов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 03.11.2024 12:41:40