Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Автомобильные монополии

Автомобильные монополии (далее А)капиталистических стран. Подавляющая часть производства и сбыта автомобилей сконцентрирована в руках небольшого числа монополий США, ФРГ, Италии и Англии. В 1966 почти 4/5 мирового капиталистического производства автомобилей приходилось на долю 3 американских и 7 западноевропейских автомобильных монополий, в том числе около 60% - на долю монополий США. С конца 50-х гг. в число ведущих Автомобильные монополии выдвинулись также компании Японии.

  В каждой стране выпуск автомобилей сосредоточен на предприятиях нескольких компаний. В 1966 в США на долю "большой тройки" ("Дженерал моторс" (General Motors), "Форд мотор" (Ford Motor) и "Крайслер" (Chrysler)) приходилось свыше 90% всего производства автомобилей; 4 фирмы в ФРГ ("Фольксвагенверк" (Volkswagenwerk), "А. Опель" (A. Opel), "Форд-верке" (Ford-Werke) и "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz)), 5 компаний в Англии ("Бритиш мотор холдингс" (British Motor Holdings), "Форд мотор", "Воксхолл моторс" (Vauxhall Motors), "Рутс моторс" (Rootes Motors) и "Лейленд мотор" (Leyland Motor)), 4 фирмы во ("Рено" (Renault), "Пежо отомобиль" (Peugeot Automobiles), "Ситроен" (Citroen) и "СИМКА отомобиль" (SIMCA Automobiles)) практически монополизировали выпуск автомобилей в своих странах. В Италии "ФИАТ" ("Фабрика итальяна аутомобили Торино" - FIAT, Fabbrica Italiana Automobili Torino) контролирует 90% производства автомобилей. В Японии свыше 2/3 выпуска автомобилей сосредоточено на предприятиях 4 фирм: "Тоета мотор" (Toyota Motor), "Ниссан мотор" (Nissan Motor), "Toe коге" (Toyo Kogyo) и "Мицубиси хэви индастрис" (Mitsubishi Heavy Industries). (См. табл. 1.)

Табл. 1. - Доля крупнейших монополий в производстве автомобилей в 1966

 



Тыс. шт.

%

США, всего

10371

100,0

"Дженерал моторс"

 5179

49,9

"Форд мотор"

 2952

28,5

"Крайслер"

    1599

15,4

"Американ моторс"

      279

2,7

ФРГ, всего

3051

100,0

"Фольксвагенверк"

1652

54,0

"А. Опель"

  685

22,4

"Форд-верке"

 449

14,7

"Даймлер-Бенц"

 249

8,1

Япония, всего

    2286

100,0

"Тоета мотор"

  587

25,7

"Ниссан мотор"

  517

22,6

"Тое коге"

  299

13,1

"Мицубиси хэви индастрис"

  258

11,3

"Дайхацу коге"

  174

7,6

Англия, всего

2043

100,0

"Бритиш мотор холдингс"

  739

36,2

"Форд мотор"

  580

28,4

"Воксхолл моторс"

  275

13,4

"Рутс моторс"

  213

10,4

"Лейленд мотор"

  147

7,2

всего

2025

100,0

"Рено"

  763

37,7

"Ситроен"

  535

26,4

"Пежо отомобиль"

  374

18,4

"СИМКА отомобиль"

  327

16,1

Италия, всего

1366

100,0

"ФИАТ"

1229

90,0

Канада, всего

  894

100,0

"Дженерал моторс"

  356

40,0

"Форд"

  260

29,1

"Крайслер"

  190

21,2

Швеция, всего

  196

100,0

"Вольво"

  152

77,3


  Автомобильные монополии относятся к промышленным гигантам капиталистического мира. 7 Автомобильные монополии входят в число крупнейших капиталистических монополий, обороты по продаже которых превышают 1,5 млрд. долларов. "Дженерал моторс" и "Форд мотор" по объему продаж занимают 1-е и 2-е места среди промышленных компаний капиталистического мира, а по размеру активов уступают лишь крупнейшему нефтяному тресту "Стандард ойл К° (Нью-Джерси)" (Standard Oil (New Jersey)). "Фольксвагенверк" занимает по объему продаж 1-е место среди компаний ФРГ и 4-е - в мире. "ФИАТ" - самая крупная монополия Италии.

  Автомобильные монополии США значительно превосходят западноевропейские и японские компании. В 1966 число занятых на предприятиях "большой тройки" было почти в 2 раза больше, чем на заводах восьми крупнейших Автомобильные монополии Западной Европы и Японии. В 1966 "Дженерал моторс" выпустила в 3,3 раза больше автомобилей, чем крупнейшая Автомобильные монополии Западной Европы "Фольксвагенверк". Иностранные филиалы американских монополий входят в число ведущих автомобильных компаний других стран. В Канаде на долю трех филиалов "большой тройки" США приходится 90% производства автомобилей. В Англии свыше 50% автомобилестроения находится под контролем филиалов "большой тройки" США: "Воксхолл моторс" - филиал "Дженерал моторс", "Форд мотор" - филиал американской монополии "Форд мотор", "Рутс моторс" контролируется "Крайслером". Свыше 1/3 выпуска автомобилей в ФРГ производится филиалами "Дженерал моторс" ("А. Опель") и "Форд мотор" ("Форд-верке"). Активность американских монополий в Западной Европе особенно возросла в связи с образованием экономических группировок - Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). За период с 1958 по 1965 доля фирм, находящихся под контролем американских монополий, в производстве автомобилей в странах ЕЭС увеличилась с 16% до 25%.

  Под влиянием конкуренции американских Автомобильные монополии, а также в связи с образованием экономических группировок в автомобильной промышленности стран Западной Европы и Японии усилился процесс концентрации производства, возросло число слияний, поглощений, различных соглашений, предусматривающих разнообразные формы сотрудничества между компаниями. В Англии в 1966 "Бритиш мотор" поглотила независимую фирму "Джегуар карс" (Jaguar Cars), образовав "Бритиш моторс холдинг", которая в начале 1968 объединилась с "Лейленд мотор" в "Бритиш Лейленд мотор корпорейшен". Французская компания "Рено" в 1966 заключила соглашение с фирмой "Пежо отомобиль" о координации исследовательских работ, внешнеэкономической политики и т. д. Аналогичные соглашения (1964 и 1966) связывают в ФРГ "Фольксвагенверк" и "Даймлер-Бенц", в Японии "Тоета моторс" с "Дайхацу коге" и "Хино моторс" (1966 и 1957) и т. д. Имеются соглашения о специализации и кооперировании между "Бритиш Лейленд мотор корпорейшен" (Англия) и "Инноченти" (Innocenti, Италия), "Рено" ( и "Альфа Ромео" (Alfa Romeo, Италия) и др. Западногерманская фирма "НСУ моторенверке" и французская "Ситроен" в 1965 договорились о совместном производстве автомобилей, для которых двигатели будут выпускаться в ФРГ, а кузова - во Укрепляя свои позиции на национальных рынках, Автомобильные монополии Западной Европы и Японии одновременно энергично проникают в США, форсируя экспорт туда автомобилей. Доля импортных легковых автомашин в общей продаже легковых автомобилей в США выросла с менее чем 1% в 1955 до 6% в 1965.

  Обострение конкурентной борьбы, рост концентрации и монополизации производства способствуют усилению господства в автомобильной промышленности мощных монополий за счет поглощения ими или банкротства более мелких фирм. Только в течение десятилетия 1957-66 в странах Западной Европы свыше 10 компаний прекратили свое существование или были поглощены более крупными фирмами. В 1966 среди 20 крупнейших неамериканских промышленных монополий насчитывалось 6 автомобильных компаний против двух в 1956. За это десятилетие "Фольксвагенверк" переместилась в списке крупнейших неамериканских компаний с 25-го на 4-е место, японская "Ниссан мотор" только за 1966 передвинулась с 73-го на 42-е место.

  Автомобильные монополии США для завоевания новых рынков и вообще для усиления своих позиций за границей широко используют экспорт капитала. В 1966 по размеру новых заграничных капиталовложений (967 млн. долларов) они занимали 3-е место в стране после компаний нефтяной (2500 млн. долларов) и (1063 млн. долларов) промышленности. У "Форд мотор" и "Крайслер" соответственно 1/3 и 1/4 производственных мощностей по выпуску автомобилей расположены за границей. "Дженерал моторс" имеет за пределами США предприятия в 24 странах.

  Основным средством внешнеэкономической экспансии Автомобильные монополии западноевропейских стран служит экспорт автомобилей. Самый крупный экспортер автомобилей в мире "Фольксвагенверк" вывозит свыше 60% производимых им автомашин, итальянская Автомобильные монополии "ФИАТ" - почти 30%. Японские фирмы быстрыми темпами расширяют экспорт грузовых автомобилей, их доля в мировом экспорте выросла почти с нулевого уровня в 1957 до 18% в 1965. "Тоета мотор" с 1962 по 1966 в 3 раза увеличила свой экспорт при росте производства в 2 раза.

  Ведущие Автомобильные монополии представляют собой мощные машиностроительные концерны, в производственной программе которых видное место занимает также продукция других отраслей машиностроения. Автомобильные монополии играют важную роль в производстве сельскохозяйственных машин, энергосилового и авиационного оборудования, военной и ракетно-космической техники.

  В годы 2-й мировой войны "Дженерал моторс" и "Форд мотор" по сумме правительственных военных заказов (13,8 млрд. долларов и 5,3 млрд. долларов) занимали 1-е и 3-е места, доля военной продукции в их производстве составляла почти 90% . Несмотря на то, что с появлением новых видов вооружения роль Автомобильные монополии в производстве военной техники снизилась, стоимость военной продукции, ежегодно выпускаемой такими компаниями, как "Дженерал моторс" и "Форд мотор", в середине 60-х гг. достигала 0,5 млрд. долларов. Западногерманские Автомобильные монополии производят более 50 типов военных машин, а также выступают основными поставщиками танков для бундесвера. Автомобильные монополии являются ведущими экспортерами продукции военного назначения: среди поставщиков вооружения за пределы США "Крайслер" занимает 5-е место по сумме заграничных военных заказов (1966 - 154,2 млн. долларов). Американские Автомобильные монополии осуществляют крупные поставки автомобилей для армий стран, входящих в агрессивные блоки, возглавляемые США. В 1965 доля этой продукции в американском экспорте автомобилей достигала 10%. Автомобильные монополии выступают генеральными подрядчиками и субподрядчиками при осуществлении крупных проектов в области производства ракетно-космической техники и космических исследований.

  В автомобильной промышленности сильны государственно-монополистические тенденции. За счет государственных средств финансируются научно-исследовательские работы Автомобильные монополии в области военной и ракетно-космической техники. В ряде стран государство непосредственно участвует в автомобильной промышленности, являясь собственником или крупнейшим акционером автомобильных компаний ("Рено" во "Альфа Ромео" в Италии, "Фольксвагенверк" в ФРГ). В западноевропейских странах государство активно способствует реорганизации национальных компаний, стимулируя их к объединению и сотрудничеству. В годы 2-й мировой войны Автомобильные монополии США и Англии существенно увеличили свои производственные мощности за счет государственного строительства (например, "Крайслер" - почти в 4 раза).

  Крупнейшие Автомобильные монополии (см. табл. 2).

Табл. 2.-Крупнейшие автомобильные монополии капиталистического мира в 19661

 



Год

основания

Число занятых (тыс. чел.)

Активы

(млн. долл.)

Собств. капитал (млн. долл.)

Оборот по продаже (млн долл.)

Валовая прибыль (млн. долл.)

Отношение валовой прибыли в %

Чистая прибыль (млн. долл.)















к обороту

к собственному

капиталу



США



















"Дженерал моторс"

1916

745

12916

8726

20209

3424

16,9

39,2

1793

"Форд мотор"

1902

388

8090

4782

12240

1188

9,7

24,8

621

"Крайслер"

1925

183

3149

1701

5650

377

6,7

22,2

189

Страны Зап. Европы и Япония



















"Фольксвагенверк" (ФРГ)

1930

125

1434

661

2500

1862

7,4

28,2

125

"ФИАТ" (Италия)

1899

135

1401

495

1679

772

4,6,

15,5,

40

"Даймлер-Бенц" (ФРГ)

1926

102

599

249

1475

...

3,04

17,74

44

"Бритиш мотор" (Англия)3

1952

120

818

404

1473

572

3,9

14,1

42

"Рено" (

1895

95

590

214

1428

162

1,1

7,5

6

"Пежо отомобиль" (

1896

54

538

302

935

...

2,24

7,04

21

"Тоета мотор" (Япония)

1937

34

896

288

930

...

5,14

16,54

48

"Ниссан мотор" (Япония)

1933

55

1295

307

921

...

4,94

14,64

45

"Ситроен" (

1924

61

406

142

887

...

0,44

2,84

4

"Лейленд мотор" (Англия)

1919

56

549

264

616

...

3,54

10,24

27

"Вольво" (Швеция)

1926

24

379

108

589

50

8,5

46,3

13

  1 Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке.

  2 Прибыль до вычета подоходного налога и се отношение к обороту и собственному капиталу.

  3 На 31 июля 1966.

  4 Отношение чистой прибыли к обороту и собственному капиталу.

  Продажи самой крупной Автомобильные монополии "Дженерал моторс", контролируемой Дюпонами, составили в 1966 свыше 6,7 млн. автомобилей, из которых 1,5 млн. было произведено за границей. Она имеет только в США около 130 заводов и расходует на капиталовложения ежегодно до 1,5-2 млрд. долларов; входит также в число крупнейших производителей в США локомотивов, холодильного оборудования, авиационных двигателей, систем управления, деталей и узлов для ракет. Ею, в частности, осуществлялась разработка подъемно-транспортного оборудования для системы оружия "Минитмен". Общий объем продаж в 20 млрд. долларов, чистая прибыль в 1,8 млрд. долларов и число занятых 750 тыс. человек делают "Дженерал моторс" крупнейшей промышленной монополией капиталистического мира. Вторая в мире Автомобильные монополии "Форд мотор" продала в 1966 4,5 млн. автомобилей, из них почти 1,2 млн. выпущены ее заграничными заводами. На ее долю приходится также 15% американского производства тракторов. Она имеет дочернюю компанию, занимающуюся проектированием и выпуском управляемых снарядов, электронных систем и счетно-решающих устройств военного назначения и т. д.

  Находящаяся в сфере влияния Морганов Автомобильные монополии "Крайслер" особенно энергично развивает свою деятельность в Западной Европе, скупая ведущие европейские автомобильные компании. Так, в 1965 она увеличила свою долю во французской автомобильной компании "СИМКА" до 77% акционерного капитала (23% акций компании "СИМКА" принадлежит Автомобильные монополии "ФИАТ"). Из 2,1 млн. автомобилей, реализованных ею в 1966, почти 0,6 млн. выпущено за границей. "Крайслер" играет важную роль в производстве танков и управляемых снарядов, являлся генеральным подрядчиком по строительству первой ступени ракеты-носителя "Сатурн 1 Б".

  На долю "Фольксвагенверк", 40% акционерного капитала которой принадлежит федеральному правительству и правительству земли Нижняя Саксония, приходится свыше 50% выпуска и свыше 60% экспорта автомобилей ФРГ. Из 978 тыс. автомобилей, вывезенных ею в 1966, более 55% было экспортировано в США, где монополия прочно удерживает 1-е место среди иностранных поставщиков автомобилей. Это обусловлено выпуском более доступных широкому потребителю малолитражных автомобилей известной марки "Фольксваген-1200".

  Английская Автомобильные монополии "Бритиш Лейленд мотор корпорейшен", возникшая в начале 1968 в результате серии слияний и поглощений, имевших место в 60-х гг. среди национальных английских автомобильных компаний, является одним из крупнейших производителей автомобилей в капиталистическом мире. По объему выпуска продукции она занимает 1-е место в Англии и 7-е место в мире. Ее предприятия выпускают разнообразные типы автомобилей, более 35% из них экспортируется. На долю легковых автомобилей приходится почти 3/4 оборота итальянской Автомобильные монополии "ФИАТ", которая входит в сферу влияния семьи Аньелли-Нази, крупнейших представителей финансовой олигархии Италии. Монополия производит также тракторы, самолеты, подвижной состав, судовые двигатели, холодильники, станки, сталь и т. д.

  Соглашение 1966 о сотрудничестве между французской государственной компанией "Рено" и частной фирмой "Пежо" положило начало созданию во мощного автомобильного объединения, под контролем которого будет находиться свыше 60% производства и 65% экспорта автомобилей На долю "Ситроен" в результате присоединения ею в 1967 фирмы "Отомобиль М. Берлье" (Automobiles М. Berliet) приходится половина французского производства грузовых автомобилей грузоподъемностью более 6 т. "Ситроен" занимает 2-е место во также по производству легковых автомобилей (после "Рено").

  Самая крупная Автомобильные монополии Японии "Тоета мотор" по темпам роста значительно обгоняет своих конкурентов; в 1967 она выпустила более 800 тыс. автомашин.

  И. М. Резникова.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.01.2021 23:03:58
22:54 HBO выпустит сериал о Гарри Поттере
22:45 Зеленский анонсировал начало вакцинации от коронавируса
22:31 В ритуальном бюро объяснили фото Жанны Фриске на рекламных листовках
22:30 В ВОЗ назвали будущее коронавируса
22:13 Глава UFC возмутился поведением новичка промоушена после победы
22:04 Россия разрешила въезд гражданам четырех стран
22:02 В Германии зафиксировали повторный случай заражения британским штаммом
21:51 В Белом доме рассказали о возможности разговора Байдена и Путина
19:29 Доктор Мясников оправдал ударившего россиянку в живот силовика
Больше новостей
СегодняСиловые структуры Война и амирВ Чечне уничтожили последнего главаря боевиков. Спецслужбы охотились за ним 10 лет
24 января 2021Путешествия Белая смертьСоль, женский труд и проституция. Чем живут селения на берегах самых крупных озер Африки?
СегодняИз жизни «Мы на острове, тут все на виду»История россиянки из глубинки, которая влюбилась во Вьетнам, переехала туда и открыла свое дело
20:20 Sony выпустит убийцу iPhone 12 mini
21:46 Сестры Шевченко из UFC снялись в бикини
21:30 Журналисты раскрыли имена знаменитостей с пластикой и ботоксом
24 января 2021Россия «Осколки остались в наших телах навсегда»Десять лет назад смертник атаковал Домодедово, погибли 37 человек. Выжившие все еще живут в страхе
Сегодня69-я параллель «Они создали там целый мир»Американец в 90-е годы добрался до Русского Севера. Что он там увидел?
21:36 Стало известно об отставке премьера Италии
20:09 Главная экономика Европы потеряла оптимизм
21:22 В ООН предупредили о риске роста смертности от COVID-19
СегодняБывший СССР «Не мы лезем в их постель»Эстонцы долго боролись за легализацию гей-браков. Как им помешала коррупция чиновников?
24 января 2021Культура «Мы услышали невыносимо громкие вопли»История британца, который объездил весь мир ради уникальной коллекции животных
21:23 Раскрыто состояние пострадавших при нападении в Турции российских туристов
21:09 Названа особая опасность коронавируса для рабочего класса
19:00 Возможный дефицит в России опровергли
23 января 2021Интернет и СМИ Король говорилУмер Ларри Кинг. Он был самым известным интервьюером в истории и мог разговорить кого угодно
24 января 2021Наука и техника Неизбежная смертьЛысый убийца вернулся, чтобы завершить дело: обзор Hitman 3
21:22 Полетевший в Турцию россиянин поведал о хамском досмотре на границе
20:57 У россиян появился новый критерий для планирования отпуска
21:00 Китайская экономика оказалась привлекательнее американской
24 января 2021Спорт Забойный реваншДастин Порье нокаутировал Конора Макгрегора. Но ирландец не собирается завершать карьеру
23 января 2021Мир «Очнулась через три дня с переломами»Аргентину считают лучшей страной для трансгендеров. Как им там живется на самом деле?
20:54 Жительница Подмосковья из ревности сожгла соседку
20:54 Российская ведущая раскрыла способ похудеть после новогодних праздников
20:48 Женщина заказала три пары джинсов в одном магазине и рассмеялась после примерки
23 января 2021Россия Снежки и дубинкиКак прошли несанкционированные акции по всей России
23 января 2021Силовые структуры «Было страшно видеть ее взгляд»Убийство школьницы поставило в тупик милицию СССР. В нем подозревали Чикатило, а казнили невиновного
20:50 Нефтяные супертанкеры отправят на металлолом
20:42 Дженнифер Лопес раскритиковали за челлендж с выкидыванием драгоценностей
20:47 Путин поддержал инициативу медалиста олимпиады «Я — профессионал»
22 января 2021Бывший СССР Мир в конце тоннеляАзербайджан обещает Карабаху светлое будущее. Почему в Армении этому не рады?
Сегодня V — значит Vito? До Приэльбрусья и обратно с полной загрузкойЗачем вообще путешествовать на автомобиле и почему минивэн удобнее внедорожника
20:38 Мир накрыл глобальный транспортный кризис из-за дефицита контейнеров
20:34 Заразившегося коронавирусом Емельяненко отправили долечиваться дома
20:15 Россиянин притворился своим братом и попал под суд
23 января 2021Культура Зловещий ОлегЖестокие пытки, арктический Киев и Козловский на кресте: чем закончились «Викинги»
23 января 2021Экономика «Это была сильнейшая пирамида»Бизнесмен из 90-х годами обманывал российских звезд и западных богачей. Его не поймали до сих пор
20:21 Врачи оценили вред 2020 года для организма человека
20:03 Мошенники всю ночь возили москвичку по банкоматам и украли два миллиона рублей
20:05 В Госдуме возмутились штрафу россиянке за крики во время побоев
22 января 2021Дом Как домаСнимать жилье в России становится все дешевле. Что выбрать: аренду или ипотеку?
21 января 2021Силовые структуры «Его жестоко били железными прутьями»Главный вор Белоруссии был унижен и потерял власть. Ждут ли страну новые криминальные войны?
19:59 В Армению прибыла делегация российского Генштаба
19:51 Украина признала певицу Алену Апину угрозой национальной безопасности
19:55 Путин предложил запретить отождествление роли СССР и Германии во Второй мировой
24 января 2021 Российский дизайнер выбрал главные машины десятилетияОдин год — одна модель. Предупреждаем: это очень субъективная подборка
22 января 2021Интернет и СМИ Баланс черногоЯркие моменты из жизни простых людей — на лучших черно-белых снимках со всего мира
19:35 Россиянин решил присвоить имя Гном Гномыча своему бренду и возмутил Рудковскую
19:47 В ЕС не стали предлагать новых санкций из-за Навального
19:26 Суды арестовали 30 участников несанкционированной акции в Москве
20 января 2021Экономика Одиссея «Академика Черского»«Газпром» впервые допустил провал «Северного потока-2». Способное его достроить судно потратило год зря
22 января 2021Культура На последнем дыханииПандемия лишила российских музыкантов публики и денег. Как они пытаются выжить?
19:44 Электромобилям предрекли массовое внедрение
19:20 Российские коммунальщики устроили водопад в доме и превратили его в сосульку
19:38 Тучная женщина похудела вдвое и заставила издевавшихся над ней мужчин пожалеть
19:05 Звезду «Форсажа» заметили во время отдыха на пуленепробиваемой вилле в Турции
19:34 Геи пожаловались на Украину в ЕСПЧ
18:58 Названы сроки поездки Путина в Индию
19:33 Макгрегор поделился планами на будущее
18:48 Индийский посол рассказал про вакцинацию «Спутником V»
19:22 Россиянам пообещали летающее такси
18:32 Россиянина арестовали по делу об убийстве жениха и его брата на свадьбе в Москве
19:16 Режиссер фильма «Черный клановец» сравнил Трампа с Гитлером
18:25 Онищенко призвал снять все ограничения из-за коронавируса
19:02 Пожар на российском заводе попал на видео
19:02 Участники «тарифного майдана» осадили госдачу Зеленского
18:56 Глава UFC высказался о будущем проигравшего нокаутом Макгрегора
18:52 Путина позвали на работу после ухода с поста президента